Проверяемый текст
Пшидаток, Вячеслав Еристемович. Трансформация правосознания и правовых ценностей в условиях становления демократии и гражданского общества в современной России (Диссертация 2007)
[стр. 82]

82 творчестве пренебрегает интересами собственного народа, а чиновники усердно формируют подзаконное пространство для своей корпоративной (иногда и корыстной) инициативы.
А.И.
Герцен, анализировавший данную проблему, считал, что «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над
4 народом, была для него своего рода школой.
Вопиющая несправедливость
одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе.
Полное неравенство перед судом убило в нем* всякое уважение к законности.
Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство»25.
То есть
низкий уровень правовой культуры масс обусловлен низким качеством законодательства, и такое положение дел «развращает» правоприменителей, которые не видят смысла рафинированно следовать нормам права в обществе, где этим нормам придается только декларативное значение.
В России никогда народ не чувствовал и не осознавал себя живущим в едином для всех правовом поле, и, конечно же, не верил в правовое государство.
Привычную для России систему бесправия народ характеризовал в известных поговорках: «С сильным не судись, с богатым не рядись», «Закон, что дышло» и т.д.26
Современные юристы (B.C.
Нерсесянц) приходят к иным теоретическим выводам, обосновывая, в частности, методологический принцип, состоящий в том, что «закон (позитивное право) должен быть правовым, но не моральным, религиозным и т.д.
Морализация закона столь же ошибочна и
вредна, как и узаконение (огосударствление) морали»27.
А вот представители
философии права (Э.Ю.
Соловьев) поддерживают истинно российскую традицию: «Правосознание нельзя понимать как простое отражение господствующих законов и установлений, как повседневную
“юридическую компетентность”.
Правосознание существует до и независимо
25 Герцен А.И.
Собр.
соч.
М., 1950.
Т.
7.
С.
251.
26 Гражданское общество, правовое государство и право («круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии»).
С.
28.
27 Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода.
С.
116.
[стр. 101]

начала, выполняющие в обществе регулирующую функцию.
Поэтому право представало как нравственность.
Видные представители русской культуры ХУШ-Х1Х вв.
своим творчеством транслировали правовой инфантилизм, ибо даже в интерпретации такого выдающегося философа, как В.
С.
Соловьев («Оправдание добра»), правовые нормы представали как некие формализованные нравственные нормы, причем запретительного характера.
Поэтому в целом нельзя не согласиться с выводом о том, что «философия права в точном смысле этого слова в нашем культурном наследии попросту отсутствует.
Обыденное российское правосознание с подозрением и неприязнью относится к законным установлениям, власть в своем законодательном творчестве пренебрегает интересами собственного народа, а чиновники усердно формируют подзаконное пространство для своей корпоративной (иногда и корыстной) инициативы.
А.
И.
Герцен, анализировавший данную проблему, считал, что «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над
народом, была для него своего рода школой.
Вопиющая несправедливостьА
• • • * * .
.
* ^ V •; *: 4 * * , ; .
.
.
• г •• и .
1 у ; ■*.
•! .! ? •.
ч Ч одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе.
Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности.
Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство» .
То есть
негативная правовая культура масс обусловлена низким качеством законодательства, и сама она развращает правоприменителей, которые не видят смысла рафинированно следовать нормам права в обществе, где этим нормам придается только факультативное значение.
93Герцен А.
И.
Собр.
соч.
М., 1950.
Т.
7.
С.
251

[стр.,104]

Отказ от эволюционного пути привел к возрождению давно забытых феноменов политической жизни России.
1991 и 1993 гг.
продолжили традицию дворцовых переворотов XVIII в., напомнили о событиях 1964 г.
Двоевластие 1993 г.
дало право утверждать о подобии этого явления событиям 1917 г.
и борьбе с самозванством в царской России.
В «запаздывании законодательства» в современной России можно усмотреть подобие с пореформенной Россией XIX в.
Периодам коренной ломки правосознания на Руси соответствовали так называемые пьяные периоды.
Первый имел место после свержения монголотатарского ига, второй после отмены крепостного права, третий в период сплошной коллективизации.
В настоящее время мы наблюдаем четвертый.
В это время по сравнению с предыдущими периодами наблюдается всплеск преступности.
Отмеченные выше процессы способствуют формированию своеобразных их оценок массовым экономическим сознанием, политическим и нравственным.
Влияние этих оценок на правосознание нельзя недооценивать.
Перечисленные подобия современной общественной жизни 'V * ‘ Г .
.
1.
; « .
• имевшим место ранее «включают» механизм «эффекта матрешки».
Поэтому и сегодня российское правосознание оправдывает «использование любых средств, вплоть до применения самого жесткого вооруженного насилия» , что в принципе противоречит идеям, заложенным в Конституции РФ.
Современные юристы (В.
С.
Нерсесянц) приходят к теоретическим выводам, в частности, обосновывая методологический принцип, состоящий в том, что «закон (позитивное право) должен быть правовым, но не моральным, религиозным и т.д.
Морализация закона столь же ошибочна и
07 вредна, как и узаконение (огосударствление) морали» .
А вот представители
96 Алексеев С.
С.
Восхождение к праву.
Поиски и решения перераб.
и доп.
М.: Изд-во «Норма», 2002.
С.
412.
97 Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода // 104

[стр.,105]

философии права (Э.Ю.
Соловьев) поддерживают истинно российскую традицию: «Правосознание нельзя понимать как простое отражение господствующих законов и установлений, как повседневную
«юридическую компетентность».
Правосознание существует до и независимо
от наличных законоуложений.
Оно обладает достоинством правовой совести, активным, нормологическим, идеально-критическим темпераментом «естественного 98 права» .
В России никогда народ не чувствовал себя и не осознавал себя живущим в едином для всех правовом поле; и, конечно же, не верил в правовое государство.
Привычную для России систему бесправия народ характеризовал в известных поговорках: «С сильным не судись, с богатым не рядись», «Закон, что дышло» и т.д.

Петра Великого право в России отождествлялось с волей царя, либо генерального секретаря, а не с правовыми нормами.
Российская монархия исходила из того, что принцип самодержавия стоит выше любого принципа власти, поэтому она, отказываясь кодифицировать основанное на общей теории права правовые нормы, сама издавала законы N ' .
, * ' I для решения каждой проблемы.
Существенной особенностью российской правовой культуры является слабость и поверхностный характер либеральных традиций.
В условиях самодержавия они и не могли сложиться, окрепнуть и пустить корни в народе.
Если не принимать в расчет «самодержавного либерализма» в определенные периоды царствований Екатерины II, Александра I и Александра II, русский либерализм формировался как интеллигентское течение мысли в 40 70-е гг.
XIX в.
Его культурный уровень был, бесспорно, высок, потому что в ряды либералов входили сливки русской университетской профессуры.
Тем не менее он был деформирован Государство и право.
1998.
№ 8.
С.
116.
98Там же.
105

[Back]