Проверяемый текст
Пшидаток, Вячеслав Еристемович. Трансформация правосознания и правовых ценностей в условиях становления демократии и гражданского общества в современной России (Диссертация 2007)
[стр. 84]

84 Отцом этого обновления, европеизации московской системы, был Петр I.
Оно было неглубоким, охватывало в основном верхние эшелоны власти и сохраняло многие обычаи Московской Руси — мздоимство, воровство, волокиту, отсутствие контроля.
Но при всех этих недостатках жесткий режим власти и способность контролировать положение в стране (за исключением
периодов острых кризисов) надежно обеспечивались.
Октябрьская революция и установление советской системы коренным образом изменили социально-экономические и идеологические основы системы.
Однако при очевидной противоположности во многих отношениях царской и советской систем давно уже стало традицией и выявление их некоторой общности, и проведение параллелей между ними, в том числе и в политико-правовой сфере.
Их роднят коллективизм в своеобразных преломлениях, отрицание индивидуализма, стремление к истине и справедливости (на основе православия при царизме, на основе «научного
коммунизма» при советской власти).
Вполне очевидны параллели между царским и советским режимами и в государственно-политической области.
И % тут
и там имеется правящий слой (дворянство и бюрократия при царизме, партийная бюрократия при советской власти), не уважаются законы и права личности, отсутствует демократия, власть носит абсолютный характер.
Как отмечал Н.Н.
Алексеев, «русский марксизм и ленинизм ярко выразил все свои неевропейские, евразийские
черты»29.
Как раз с «евразийскими чертами» связывает Н.Н.
Алексеев некоторые положительные стороны советской системы, частично возникшие, по его мнению, в ходе стихийного политического строительства.
Он полагал, что «идея, лежащая в основании советской системы (а не советская практика), разрешила довольно успешно проблему органического представительства» (в противовес индивидуалистическому).
«Сила советского государства, писал Н.Н.
Алексеев, —заключается в том, что оно своей целью поставило решительную борьбу с капитализмом, объявило себя, таким образом, некоторым
29 Алексеев H.H.
Указ.
соч.
С.
143
[стр. 106]

политически, причем не только цензурой, но и умеренностью и осторожностью своих идеологов, а, возможно, и их попытками учитывать отечественную специфику.
Русский либерализм уживался с признанием монархии (и даже не всегда конституционной) и, будучи явлением запоздалым, возникшим в эпоху, когда и в Европе и в России весьма остро ставился социальный вопрос, не чурался общинно-социалистических тенденций.
До начала XX в.
он носил сугубо литературный характер и был лишен возможности вести политическую агитацию.
В результате этого влияние либерализма даже в городской и буржуазной среде оставалось слабым.
Деревенской России он был органически чужд.
Зато имперско-бюрократические традиции отличались прочностью.
Они явились синтезом прусских и старомосковских методов управления.
Отцом этого обновления, европеизации московской системы был Петр I.
Оно было неглубоким, охватывало в основном верхние эшелоны власти и сохраняло многие обычаи Московской Руси мздоимство, воровство, волокиту, отсутствие контроля.
Но при всех этих недостатках жесткий режим власти и способность контролировать положение в стране (за исключением•
• *4 Е ;■ л .
.
> I А .
* А *.
у -• • ь •: ц • XV й ' • X .
I .
« .
периодов острых кризисов) надежно обеспечивались.
Октябрьская революция и установление советской системы коренным образом изменили социально-экономические и идеологические основы системы.
Однако при очевидной противоположности во многих отношениях царской и советской систем давно уже стало традицией и выявление их некоторой общности, и проведение параллелей между ними, в том числе и в политико-правовой сфере.
Их роднят коллективизм в своеобразных преломлениях, отрицание индивидуализма, стремление к истине и справедливости (на основе православия при царизме, на основе «научного
социализма» при советской власти).
Вполне очевидны параллели между царским и советским режимами и в государственно-политической области.
И тут
106

[стр.,107]

партийная бюрократия при советской власти), не уважаются законы и права личности, отсутствует демократия, власть носит абсолютный характер.
Как отмечал Н.
Н.
Алексеев, «русский марксизм и ленинизм ярко выразил все свои неевропейские, евразийские
черты»99.
Как раз с «евразийскими чертами» связывает Н.
Н.
Алексеев некоторые положительные стороны советской системы, частично возникшие, по его мнению, в ходе стихийного политического строительства.
Он полагал, что «идея, лежащая в основании советской системы (а не советская практика), разрешила довольно успешно проблему органического представительства» (в противовес индивидуалистическому).
«Сила советского государства, писал Н.
Н.
Алексеев, заключается в том, что оно своей целью поставило решительную борьбу с капитализмом, объявило себя, таким образом, некоторым
«государством правды» и заставило многих поверить, что оно действительно есть государство правды».
Именно это дало ему «преимущество...
в способности агитации, в способности убеждения в своей правде среднего русского человека» .
Такие особенности правовой культуры россиянина как правовой * , ^ нигилизм, оппозиция права и морали, сохранились до настоящего времени.
В современной России лишь юристы, в силу их более высокой правовой компетентности, видят, что для успеха социальной модернизации нужна более рационалистичная правовая культура, в которой больше логики, прагматизма, больше знаний и индивидуального самосознания, наконец.
А общество, в том числе в лице представительной власти, осуществляющей законотворческие функции, то есть реально создающей новое правовое пространство, тяготеет к «морали»: справедливости, равенству, поддержке в новом праве старой социальной традиции.
Эта уже не теоретическая, а онтологическая дилемма, порождающая драматическую коллизию 99 Алексеев Н.
Н.
Русский народ и государство.
М., 1998.
С.
143 100 Там же.
С.
180,308.
107 ¿кV*

[Back]