Проверяемый текст
Пшидаток, Вячеслав Еристемович. Трансформация правосознания и правовых ценностей в условиях становления демократии и гражданского общества в современной России (Диссертация 2007)
[стр. 86]

86 б) в интересах других людей; в) в интересах следственных органов; г) в случае военных действий; д) в борьбе со стихийными бедствиями.
Таким образом, опрошенные признают приоритет права государства по сравнению с правами граждан.

Иначе говоря, граждане сами признают правомочность ущемления своих прав
государством31.
В мотивационной структуре поведения россиян право занимает, согласно исследованиям, второе-третье место, тогда как первое место занимает совесть.
По значимости для мотивации своего поведения в обществе опрошенные оценили основные мотивы следующим образом: совесть 4,2 балла; закон 3,5 балла.
В понимании россиян совесть как регулятор поведения это своего рода сплав права и морали32.

При анализе особенностей влияния правовой компетентности на правовое поведение личности в контексте социокультурного пространства России следует учитывать, что наша страна является многонациональной и многоконфессиональной.
Значительное влияние на специфику правового поведения
и правовой компетентности россиянина оказывают нормы обычного права.
Особенно
актуальна данная проблема для Северного Кавказа, где исторически государственное право тесно переплеталось с отдельными элементами обычного права (адата) и шариата, распространившимися задолго до появления российского права.
До 1925 г.
на Северном Кавказе сосуществовали традиционное право, основанное на адате и шариате, и право государственное33.
Шариат это тщательно разработанный кодекс поведения, или канон, содержащий в себе обрядовые нормы богопочитания, нравственные законы семейной и общественной жизни, различные разрешения, предписания и запреты, призванные
31 Судебно-правовая система и деятельность правоохранительных органов // Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2010 год.
М., 2010.
С.
52.
32 Там же.
С.
53.
33 Бабич И.Л.
Особенности правовой практики на Северном Кавказе (на примере КабардиноБалкарии) //Государство и право.
2003.
№ 12.
С.
14.•і
[стр. 108]

современного правового строительства незаметную для многих, но от этого не становящуюся менее реальной.
Согласно последним исследованиям, на настоящий момент нет оснований утверждать, что россияне безмерно привержены правовым принципам социальной жизни, правовому государству.
Выбирая между стабилизацией общественных отношений в стране любыми средствами, с одной стороны, и незыблемостью принципов права с другой, 59,1 % опрошенных отдают предпочтение первому и только 14,5 % второму.
За стабилизацию общественных отношений даже в ущерб законности и гражданских свобод выступает прежде всего старшее поколение.
Однако и молодое не стремится отстаивать принципы права, а замыкается в рамках «безучастия».
Ограничить граждан в правах, по мнению опрошенных, можно: а) соблюдая приоритет интересов государства; б) в интересах других людей; в) в интересах следственных органов; г) в случае военных действий; д) в борьбе со стихийными бедствиями.
Таким образом, опрошенные признают приоритет права государства по сравнению с правами граждан,
т.
е.
по сути приоритет права управленческой структуры.
Иначе говоря, граждане сами признают правомочность ущемления своих прав^ '
*!*.• Л г * 4 .
^ *г * 1 * : а .
' * .
ь • к' ™ * ‘4 : ** *г государством 101' В мотивационной структуре поведения россиян право занимает, согласно исследованиям, второе-третье место, тогда как первое место занимает совесть.
По значимости для мотивации своего поведения в обществе опрошенные оценили основные мотивы следующим образом: совесть 4,2 балла; закон 3,5 балла.
В понимании россиян совесть как регулятор поведения это своего рода сплав права и морали
102 анализе особенностей влияния 101Русанова Н.
М.
Правовые установки и правовое поведение россиян // Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи».
СПб., 2000.
С.
103.
102Палазян А.
С.
Указ.
соч.
С.
70.
108

[стр.,109]

поведение личности в контексте социокультурного пространства России следует учитывать, что наша страна является многонациональной и многоконфессиональной.
Значительное влияние на специфику правового поведения
россиянина оказывают нормы обычного права.
Особенно
I актуальна данная проблема для Северного Кавказа, где исторически государственное право тесно переплеталось с отдельными элементами обычного права (адата) и шариата, распространившимися задолго до появления российского права.
До 1925 г.
на Северном Кавказе сосуществовали традиционное право, основанное на адате и шариате, и право государственное .
Шариат это тщательно разработанный кодекс поведения, или канон, содержащий в себе обрядовые нормы богопочитания, нравственные законы семейной и общественной жизни, различные разрешения, предписания и запреты, призванные
урегулировать отношения мусульманина к Богу, к обществу в целом и к человеку в частности.
Шариат представляет собой мусульманское законоведение, иначе говоря, мусульманское право, которое является неотъемлемой частью религии ислама .
Именно поэтому нормы шариата чрезвычайно живучи и во многом Л определяют правовое поведение мусульманина.
Правовая же компетентность'4 ■ мусульманина обязательно предполагает знание шариата.
В советские годы северокавказским народам пришлось приспосабливаться к жизни в условиях единой советской судебно-правовой системы.
Судебные институты и нормы адата и шариата под влиянием советских реформ претерпели сложную трансформацию.
Однако прогнозы советских историков и юристов об «отмирании адата, шариата и других вредных пережитков старого режима» после проведения коллективизации и 1 Бабич К Л.
Особенности правовой практики на Северном Кавказе (на примере Кабардино-Балкарии) //Государство и право.
2003.
№ 12.
С.
14.

Боронбеков С.
Основные ценности ислама объекты охраны шариата //Государство и право.
2003.
№ 2.
С.
93.
109

[стр.,126]

Особенно это касается свободы слова, передвижения, вероисповедания, политического выбора.
Нарушение прав человека «деморализует» правовое пространство.
Но данным мониторинга Центра социологии прав человека ИСПИ РАН в российском обществе существует кризис состояния прав человека и необходимы меры по его радикальному улучшению.
6.
Главным мотивом общественной жизнедеятельности неолибералы провозгласили материальное обогащение.
Стране навязан культ денег, ведущий к криминализации правового сознания.
7.
Активному воспроизводству преступности способствует популяризаторство криминальной субкультуры в СМИ, криминальных стереотипов мышления и поведения, введение в обыденную речь блатного жаргона, Итак, на основании вышеизложенного, ясно, что укорененность определяется системоцентристским характером российской цивилизации и традиционной правовой ментальностью общества.
Процесс формирования российской правовой культуры развивался в рамках оппозиции права и морали, причем доминирующее положение в сознании россиян занимает идея справедливости, которая выше права.
Следовательно, если законы не справедливы, их можно не соблюдать, и это не вызывает негативного отношения со стороны общества.
В условиях системоцентристского характера общества и государства правовая культура россиянина традиционно сводилась к знанию им своих обязанностей, а не прав.
Бесправие же населения подрывало авторитет закона как такового.
Негативная правовая культура масс, правовой нигилизм обусловлены низким качеством законодательства, слабостью либеральных традиций.
Значительное влияние на специфику правосознания россиянина оказывают нормы обычного права.
Особенно актуальна данная проблема для
республик Северного Кавказа, где исторически государственное право тесно переплеталось с отдельными элементами обычного права (адата) и шариата.
126

[Back]