Проверяемый текст
Пшидаток, Вячеслав Еристемович. Трансформация правосознания и правовых ценностей в условиях становления демократии и гражданского общества в современной России (Диссертация 2007)
[стр. 87]

87 урегулировать отношения мусульманина к Богу, к обществу в целом и к человеку в частности.
Шариат представляет собой мусульманское законоведение, иначе говоря, мусульманское право, которое является неотъемлемой частью религии ислама34.
Именно поэтому нормы шариата чрезвычайно живучи и во многом
определяют правовое поведение мусульманина.
Правовая же компетентность
мусульманина обязательно предполагает знание шариата.
В советские годы северокавказским народам пришлось приспосабливаться к жизни в условиях единой советской судебно-правовой системы.
Судебные институты и нормы адата и шариата под влиянием советских реформ претерпели сложную трансформацию.
Однако прогнозы советских историков и юристов об «отмирании адата, шариата и других вредных пережитков старого режима» после проведения коллективизации и
правовых преобразований не оправдались.
Причем на Северо-Западном Кавказе адатное правосознание, нормы и институты оказались устойчивее, чем подобные советские структуры.

По мнению И.Л.
Бабич, в структуре современного правосознания кабардинцев и балкарцев, определяющего их правовое поведение, можно выделить несколько типов35: —«сельское правосознание», с упором на традиционную правовую ориентацию; г —правосознание части горожан и правосознание местных чиновников, имеющих высшее образование, пророссийское правосознание; —профессиональное правосознание работников прокуратуры, районных народных судов и Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики, совмещающее черты как традиционного, так и российского правосознания.
34 Боронбеков С.
Основные ценности ислама объекты охраны шариата // Государство и право.

2006.
№2.
С.
93.
35 Бабич И.Л.
Указ.
соч.
С.
19.
[стр. 109]

поведение личности в контексте социокультурного пространства России следует учитывать, что наша страна является многонациональной и многоконфессиональной.
Значительное влияние на специфику правового поведения россиянина оказывают нормы обычного права.
Особенно I актуальна данная проблема для Северного Кавказа, где исторически государственное право тесно переплеталось с отдельными элементами обычного права (адата) и шариата, распространившимися задолго до появления российского права.
До 1925 г.
на Северном Кавказе сосуществовали традиционное право, основанное на адате и шариате, и право государственное .
Шариат это тщательно разработанный кодекс поведения, или канон, содержащий в себе обрядовые нормы богопочитания, нравственные законы семейной и общественной жизни, различные разрешения, предписания и запреты, призванные урегулировать отношения мусульманина к Богу, к обществу в целом и к человеку в частности.
Шариат представляет собой мусульманское законоведение, иначе говоря, мусульманское право, которое является неотъемлемой частью религии ислама .
Именно поэтому нормы шариата чрезвычайно живучи и во многом
Л определяют правовое поведение мусульманина.
Правовая же компетентность'4
мусульманина обязательно предполагает знание шариата.
В советские годы северокавказским народам пришлось приспосабливаться к жизни в условиях единой советской судебно-правовой системы.
Судебные институты и нормы адата и шариата под влиянием советских реформ претерпели сложную трансформацию.
Однако прогнозы советских историков и юристов об «отмирании адата, шариата и других вредных пережитков старого режима» после проведения коллективизации и
1 Бабич К Л.
Особенности правовой практики на Северном Кавказе (на примере Кабардино-Балкарии) //Государство и право.
2003.
№ 12.
С.
14.
Боронбеков С.
Основные ценности ислама объекты охраны шариата //Государство и право.

2003.
№ 2.
С.
93.
109

[стр.,110]

правовых преобразований не оправдались.
Причем на Северо-Западном Кавказе адатное правосознание, нормы и институты оказались устойчивее, чем подобные советские структуры.

Итак, на специфику формирования правосознания и правового поведения личности в современной России оказывают существенное влияние архетипические структуры, включающие устойчивые формы правопонимания, соответствующие традиционным правовым ценностным ориентациям .
Системоцентристский характер российской цивилизации во многом определяет то, что в структуре правосознания личности доминирует знание обязанностей, а не прав.
К традиционным ценностным ориентациям российского общества следует отнести принцип соборности, идею справедливости, которая выше права, приоритет нравственного, а не правового регулирования общественных отношений.
На этом основывается правовой инфантилизм и правовой нигилизм российского гражданина, сохранившийся до настоящего времени.
Существенное влияние на правовое поведение гражданина, особенно на Северном Кавказе, до сегодняшнего времени оказывают нормы обычного права и шариат.А л •• • .
1 * • А .
? ь А-V • .
: г-, м и Л .
.
■ л'V * .
.
.
.
.
.
.
..
► • 2.2.
Нигилистическая деформация правосознания и правовых ценностей россиян как угроза становлению демократии и гражданского общества в России Правовое строительство в современном российском обществе объективно сталкивается с противоречием между идеальными устремлениями к правовому, демократическому государству; требованиями должного, то есть уже установленного и закрепленного в праве; и социальной реальностью, которая по своим объективным состояниям толкает 105 Тощенко Ж.
Т.
Парадоксы и противоречия правового сознания // Безопасность Евразии.
2002.
№ 3.
110

[Back]