Проверяемый текст
Федоров, Валерий Анатольевич. Правовой институт исключительного (военного и чрезвычайного) положения в Российской Федерации (Диссертация 2003)
[стр. 114]

военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии (ч.1 ст.1).
Кроме того, ст.
19 Федерального закона Российской Федерации «Об обороне» 1996 года устанавливает, что военное положение как особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничения прав и свобод, вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации1.
Режим военного положения включает осуществление органами государственной власти различных уровней и органами самоуправления комплекса разноплановых задач, направленных на создание наиболее оптимальных условий для отражения агрессии против Российской Федерации или предотвращения последней.
К основным признакам военного положения можно отнести: перевод органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного положения; перевод Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и специальных формирований на состав и штаты военного времени; перевод экономики Российской Федерации, экономики ее субъектов, экономики муниципальных образований на работу в условиях военного положения; использование мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей 1 См.: Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне» от 31 мая 1996 г.
// Собрание законодательства Российской Федерации.
1996.
.№
22.
Ст.
2750.
114
[стр. 131]

предотвращают гораздо более страшные последствия.
Но в то же время введение чрезвычайного положения для решения социальных, территориальных или этнических проблем без поиска иных путей решения конфликта может представлять серьезную угрозу и для исполнительной, и для законодательной ветвей власти.
Перенос центра тяжести исключительно на институт чрезвычайного положения чаще всего оказывается контрпродуктивным, ведет к обратному результату.
Понятие «чрезвычайное положение» следует разграничивать с понятием « в о е н н о е п о л о ж е н и е » и « в о е н н о е в р е м я » как других форм исключительных правовых режимов, также применяющихся в России.
На эти два режима указывает Закон «Об обороне» : 1) военное положение, которое вводится в стране в случае «угрозы вооруженного нападения» и 2) военного времени, вводимый в случае «вооруженного нападения».
Конституция Российской Федерации в качестве оснований для единого правового режима определяет и «агрессию», и «угрозу агрессии».
Этим режимом является режим военного положения.
Конституция России наделяет Президента правом «вводить на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение...
в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии» .
Для применения данной статьи Конституции Российской Федерации необходимо, как мы видим из ее текста, наличие двух условий агрессия и непосредственная угроза агрессии .
1Федеральный закон от 31 мая 1996 г.
№ 61-ФЗ «Об обороне» // Собрание законодательстваРоссийской Федерации.
—1996.—№23.

—Ст.
2750; —2000.
—№ 1(Часть I).—Ст.
6.
2См.: П.
2 ст.
87 Конституции Российской Федерации.
3См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред.
Л.Л.
Окунъков а ,М.: БЕК, 1994.
С.
274.
131

[стр.,132]

Военный энциклопедический словарь определяет военное положение как «особый правовой режим в стране или отдельной ее части, устанавливаемый обычно решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах»1.
Под особым или специальным правовым режимом мы понимаем особый порядок деятельности публичных структур, общественных институтов, жизни граждан, при котором перераспределяются полномочия органов власти и управления, ограничиваются права и свободы граждан, возлагаются дополнительные обязанности на юридических и физических лиц.
Жесткость этих мер обусловливается степенью опасности для общества и государства.
В законодательстве Российской Федерации впервые нормативно установленное определение военного положения дано в п.
1 ст.
19 Федерального закона от 31 мая 1996 г.
№ 61-ФЗ «Об обороне», как особого правового режима деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающего ограничения прав и свобод, вводимого на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации .
В п.
1 ст.
1 Федерального конституционного закона «О военном положении» содержится следующее определение военного положения: «под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии».
Анализируя положения ч.
2 ст.
87 Конституции Российской Федерации, п.
1 ст.
19 Федерального закона «Об обороне» и п.
1 ст.
1 Федерального конституционного закона «О военном положеВоенный энциклопедический словарь.
М., 1986.
С.
140.
См.: Собрание законодательства Российской Федерации.
1996.
-№
23.
Ст.
2750.


[стр.,154]

С другой стороны , на что об ращ ает вним ание С .Н .
Б а б у рин, «в отличие от подхода к чрезвы чайном у полож ению , К онституция не содерж ит для территорий военного п о л о ж ения каких-либо изъятий в ограничении прав и свобод»1.
Такая позиция обосновывается тем, что в ст.
87 Конституции РФ, устанавливающей основания объявления Президентом РФ военного положения, не содержится прямого упоминания о возможности ограничения при этом прав и свобод граждан, как это, например, непосредственно предусматривает редакция ст.
88 Конституции Российской Федерации о чрезвычайном положении.
Однако, по мнению автора, это вовсе не означает, что при военном положении права и свободы граждан вообще не подлежат какому-либо ограничению.
Подобные суждения представляются ошибочными, поскольку не учитывают предоставленной ч.
3 ст.
55 Конституции РФ возможности ограничения на основании федерального закона прав и свобод граждан в пределах, которые необходимы для обеспечения безопасности государства и обороны.
Это не только совпадает по смыслу с содержанием ч.
2 ст.
29 Всеобщей декларации прав человека, но и основано на редакции ст.
19 Ф едерального закона «Об обороне», дающей понятие военного положения как особого правового режима деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающего ограничения прав и свобод граждан.
Аналогичная норма закреплена также и в п.
2 ст.
1 ГК РФ, что признается в научной литературе обоснованной мерой воздействия со стороны государства при необходимости обороны страны, но при непременном условии принятия соответствующего федерального закона2.
Не случайно в юридической энциклопедической литературе одним 1См.: Бабурин С.Н.
Территория государства: правовые и геополитические проблемы.
М., 1997.
С.
98.
2См.: Гражданское право: Учебник.
Ч.
1/ Под ред.
А.Г.
Калпина, А.И.
Масляева.
М., 1997.
С.
58.
154

[Back]