Проверяемый текст
Федоров, Валерий Анатольевич. Правовой институт исключительного (военного и чрезвычайного) положения в Российской Федерации (Диссертация 2003)
[стр. 132]

которой установлено, что в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии1 Президент РФ вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Полномочия Президента РФ и Федерального Собрания РФ по объявлению военного положения закреплены соответственно вп.
4 ч.
2 ст.4 и в п.З ч.
2 ст.5 Федерального закона «Об обороне»2 в ред.
Федеральных законов от 30.12.1999 N 223-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 141-ФЗ).
Непосредственные правовые основания для объявления военного положения в Российской Федерации урегулированы Федеральным конституционным законом № 1ФКЗ «О военном положении» от 30 января 2002 г., который в соответствии с ч.
3 ст.
87 Конституции Российской Федерации непосредственно определяет режим военного положения.
Наряду с определением оснований и порядка введения военного положения в Российской Федерации, мер, применяемых на территории, на которой введено военное положение, полномочий органов государственной власти в области обеспечения режима военного положения, особенностей их функционирования в период действия военного положения данный Федеральный конституционный закон предусматривает определенные ограничения некоторых прав и свобод граждан.
Изучение зарубежной практики применения режима военного положения имеет большое значение и для понимания объективной необходимости ограничения прав и свобод граждан в условиях осуществления режима военного положения.
Как свидетельствует исторический опыт, кризисные моменты в истории большинства государств 1 См.: Пчелинцев С.В.
Об основаниях объявления военного положения в Российской Федерации (теоретические аспекты) // Журнал Российского права.
1998.
№4/5.
С.

61-69.

2 См.: СЗ РФ.
1996.
№23.
Ст.2750; 2000.
№1.
Ст.6 132
[стр. 112]

112 В соответствии со ст.
1 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом на всей терри• тории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Введение чрезвычайного положения — временная мера, применяемая исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.
Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации (ст.
2).
Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания российской Федерации (Ст.
88 Конституции Российской Федерации).
Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.


[стр.,133]

нии», следует отметить, что иных основании для введения на территории России военного положения, кроме агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, федеральным законодательством предусмотрено быть не может.
Изложенные условия введения военного положения имеют исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежат.
В возможности объявления военного положения только по причинам внешней опасности заключается принципиальное отличие оснований для его введения от оснований применения другого исключительного правового режима — чрезвычайного положения .
Примечательно, что возможность введения военного положения по причинам внутреннего характера была практически изначально исключена еще Конституционным совещанием в стадии разработки 2 и обсуждения проекта Конституции Российской Федерации .
Основания введения военного положения определены в ч.
2 ст.
87 Конституции Российской Федерации и лишь несколько уточнены и конкретизированы в федеральном конституционном законе.
В этой связи весьма важно и показательно заявление полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе Котенкова А.А.
при обсуждении законопроекта «О военном положении» о том, что «никаких внутренних оснований для введения военного положения закон не содержит» .
Для правильного понимания оснований введения военного положения представляется необходимым обратиться к нормам международного права, как это совершенно обоснованно в последнее См.
об этом: Пчелинцев С.В.
Об основаниях объявления военного положения в Российской Федерации (теоретические аспекты) // Журнал российского права.
1998.
№ 4/5.
С.
61—69;
Он же: Правовое регулирование военного положения в Российской Федерации как фактор стратегии устойчивого развития // Права человека как фактор стратегии устойчивого развития.
М., 2000.
—С.
292-299.
2 См., напр.: Конституционное совещание.
Стенограммы.
Материалы.
Документы.
М.: Юрид.
лит., 1995.-Т.
8.
С.
192-193; Т.
12.-С .
363-366.
3 о Стенограмма заседаний Государственной Думы.
Бюллетень № 125 (267) от 17 октября 1997 г.
М.: Изд.
Гос.
Думы, 1997.
С.
26.


[стр.,195]

Согласно этой статье цензура массовой информации, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей не допускается.
Здесь же сказано, что не допускаются создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.
Однако, как мы видели, в условиях военного или чрезвычайного положения введение контроля или цензуры за средствами массовой информации является одной из допустимых, а в некоторых случаях и необходимых мер.
На наш взгляд существует также необходимость совершенствования уголовного законодательства.
Автор согласен с мнением С.В.
Пчелинцева, который считает, что за неисполнение требований законодательства Российской Федерации о военном положении, а также за правонарушения, совершенные на территориях, где введено военное положение, может быть предусмотрена конкретная уголовная ответственность виновных должностных лиц и граждан1.
Это потребует введения отдельных норм в уголовное законодательство военного времени, которое еще предстоит разработать, поскольку согласно ч.
3 ст.
331 Уголовного кодекса Российской Федерации2 уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации.
Данный вопрос не может быть оптимально решен в рамках закона о военном положении, так как уголовно-правовые нормы об ответственности за воинские преступления, совершаемые в военное время, должны быть, по мнению А.А.
Тер-Акопова и Х.М.
Ахметшина, «включены в законы РоссийСм.: Пчелинцев С.В.
Об основаниях объявления военного положения в Российской Федерации (теоретические аспекты) // Журнал российского права.
1998.
№ 4/5.
С.

62.
2 Собрание законодательства Российской Федерации.
1996.
№ 25.
Ст.
2954-2955; 1997.
-№ 1.
Ст.
2.
195

[Back]