личности и общества, совместить частную инициативу с общественными задачами»1. Обеспечение прав человека в России это не второстепенная побочная задача преобразований, осуществляемых в обществе, а основная их цель, призванная изменить положение человека, создать ему достойные условия жизни, гарантировать свободу, неприкосновенность личной жизни, активное участие в политическом процессе, социальную защищенность2. В проекте Федеральной концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека говорится, что права человека: устанавливают сферу свободы и самоопределения личности, ее автономию; упорядочивают и координируют общественные связи и отношения на основе общепризнанных международных норм и стандартов в области прав' и свобод человека; очерчивают границы деятельности государства, предотвращая неоправданное вторжение государства в сферу личной свободы человека, ставя преграды всевластию и произволу государственных структур; определяют параметры взаимоотношений человека и государства, ответственность последнего за свою деятельность перед личностью и обществом; обеспечивают раскрытие творческого потенциала каждой личности, устойчивое развитие общества, его стабильность и нормальную жизнедеятельность3. Новый этап в развитии российской государственности связан с признанием общегуманистических ценностей, в том числе идеи уважения 1 См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // РГ. 2000. 11 июля. 2 О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации в 19961997 годах. Доклад Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации. -М, 1998. С. 5. 3 См.: Федеральная концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека (проект). М., 2000. С 5-6. 35 |
способно обеспечить баланс интересов личности и общества, совместить частную инициативу с общественными задачами . Обеспечение прав человека в России —это не второстепенная побочная задача преобразований, осуществляемых в обществе, а основная их цель, призванная изменить положение человека, создать ему достойные условия жизни, гарантировать свободу, неприкосновенность личной жизни, активное участие в политическом процессе, социальную защищенность . Новый этап в развитии российской государственности связан с признанием общегуманистических ценностей, в том числе идеи уважения прав человека, его правовой защищенности, автономии личности, существования сферы, свободной от вмешательства государства, от произвола должностных лиц. Это диктует необходимость нового подхода к проблемам прав человека и свободы в демократически устроенном обществе . Права человека —необходимое условие обеспечения его свободы, достоинства, нормальных условий жизнедеятельности —не имеют психологической и нравственной опоры в общественном сознании граждан страны. В каждом случае неисполнения права, его нарушения осуществляется посягательство и на интересы человека и гражданина, и на интересы общества. В конечном счете, безнаказанность такого рода посягательств дает разрушительный эффект, окончательно подрывая веру в устойчивость государственных и правовых начал общества . ♦ ' 1 См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // РГ. 2000. 11 июля. О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации в 1996-1997 годах. Доклад Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации. М., 1998. С. 5. Морозова JT.A. Проблемы современной российской государственности: Уч. пос. —М., 1998. С. 160-161. 4Киричек Е.В. Охрана и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации (на примере Уральского федерального округа). Дисс. ... канд. юрид наук. М., 2003. С. 92. главных условий его устойчивого развития на демократических правовых началах. * I Права человека, возможность ими пользоваться, является естественным состоянием человека и высшей ценностью после самой жизни . Права человека и основные свободы дают индивиду возможность полного развития и использования его человеческих качеств, его интеллекта, таланта и удовлетворения материальных, духовных и иных запросов Они основаны на естественной потребности человека в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность человеческой личности пользовались бы уважением и защитой. Отказ в предоставлении человеку его основных прав и свобод, их нарушение нельзя считать только отдельной или личной трагедией, так как это порождает условия для возникновения социальной напряженности как у конкретного человека, так и в обществе в целом. Так или иначе, но основной причиной и движущей силой большинства социальных конфликтов, имевших место в истории человечества, были именно факты нарушений прав человека, либо вообще отказ в предоставлении ему / этих прав. Тысячелетний опыт развития человечества доказал, что без обеспечения прав и свобод человека невозможны достижение демокра-t тии, построение правового государства и социально-экономическое процветание. 4 ' р Права человека: устанавливают сферу свободы и самоопределения личности, ее автономию; упорядочивают и координируют общественные связи и отношения на основе общепризнанных международных норм и стандартов в области прав и свобод человека; 84 1См. подробнее: Общая теория прав человека / Под общей ред. Е.А. Лукашевой. М., 2000. С. 67. очерчивают границы деятельности государства, предотвращая неоправданное вторжение государства в сферу личной свободы человека, ставя преграды всевластию и произволу государственных структур; определяют параметры взаимоотношений человека и государства, # ответственность последнего за свою деятельность перед личностью и обV % ществом; обеспечивают раскрытие творческого потенциала каждой личности, устойчивое развитие общества, его стабильность и нормальную жизнедеятельность . Люди начали осознавать ценность и необходимость прав человека как его естественного состояния на заре создания человеческого общества, но потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о содержании прав и свобод человека и их соотношении с государством Становление теории прав человека имеет длительную историю. Сама идея Г 4 прав человека возникла еще в древности. Формирование этого понятия было подготовлено естественной эволюцией общечеловеческой гуманитарной философской и правовой мысли. В IV-V вв. до н.э. в Афинах в результате борьбы за власть был установлен демократический для своего времени режим. Истоки обоснования прав человека в этот период обнаруживаются в идеях древнегреческих философов: Сократа, Платона, Аристотеля, которые считали критерием идеального государства соблюдение и обеспечение им указанных прав. Знаменитая формула Протагора «Человек* мера всех вещей» лежала в основе философских представлений о государстве того времени2. Однако мыслители древности не пошли дальше теоретических рассуждений о правах человека, их равенстве для различных социальных групп. На практике же для того общества было характерно неравномерное распределение прав человека между различными класСм.: Федеральную концепцию обеспечения и защиты прав и свобод человека (проект). —М., 2000. С 5-6. 2 Нерсесянц B.C. Политические учения Древней Греции. М., 1979. С.72. 85 1 * |