социальных конфликтов, имевших место в истории человечества, были именно факты нарушений прав человека, либо вообще отказ в предоставлении ему этих прав. Тысячелетний опыт развития человечества доказал, что без обеспечения прав и свобод человека невозможны достижение демократии, построение правового государства и социальноэкономическое процветание. Осознание ценности и необходимости, прав человека как его естественного состояния уже произошло на заре создания человеческого общества, но потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о содержании прав и свобод человека и их соотношении с государством. Становление теории прав» человека имеет длительную историю. Сама идея прав человека возникла еще в древности. Формирование этого понятия было подготовлено1 естественной эволюцией общечеловеческой гуманитарной философской и правовой мысли. В IV-V вв. до н.э. в Афинах в результате борьбы за власть был установлен демократический для того времени режим. Истоки обоснования прав человека в этот период обнаруживаются в идеях древнегреческих философов: Сократа, Платона, Аристотеля, которые считали критерием идеального государства соблюдение и обеспечение им указанных прав. Знаменитая формула Протагора «Человек мера всех вещей» лежала в основе философских представлений о государстве того времени1. Однако мыслители древности не пошли дальше теоретических рассуждений о правах человека, их равенстве для различных социальных групп. На практике же для того общества было характерно неравномерное распределение прав человека между различными классами и сословными структурами и полное бесправие рабов. В результате борьбы различных классов и сословий, прежде всего нарождающейся буржуазии, за свои права и свободы возникают ранее буржуазные государственно-правовые концепции взаимоотношения 1 Нерсесяну В. С. Политические учения Древней Греции. М., 1979. С.72. 37 |
главных условий его устойчивого развития на демократических правовых началах. * I Права человека, возможность ими пользоваться, является естественным состоянием человека и высшей ценностью после самой жизни . Права человека и основные свободы дают индивиду возможность полного развития и использования его человеческих качеств, его интеллекта, таланта и удовлетворения материальных, духовных и иных запросов Они основаны на естественной потребности человека в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность человеческой личности пользовались бы уважением и защитой. Отказ в предоставлении человеку его основных прав и свобод, их нарушение нельзя считать только отдельной или личной трагедией, так как это порождает условия для возникновения социальной напряженности как у конкретного человека, так и в обществе в целом. Так или иначе, но основной причиной и движущей силой большинства социальных конфликтов, имевших место в истории человечества, были именно факты нарушений прав человека, либо вообще отказ в предоставлении ему / этих прав. Тысячелетний опыт развития человечества доказал, что без обеспечения прав и свобод человека невозможны достижение демокра-t тии, построение правового государства и социально-экономическое процветание. 4 ' р Права человека: устанавливают сферу свободы и самоопределения личности, ее автономию; упорядочивают и координируют общественные связи и отношения на основе общепризнанных международных норм и стандартов в области прав и свобод человека; 84 1См. подробнее: Общая теория прав человека / Под общей ред. Е.А. Лукашевой. М., 2000. С. 67. очерчивают границы деятельности государства, предотвращая неоправданное вторжение государства в сферу личной свободы человека, ставя преграды всевластию и произволу государственных структур; определяют параметры взаимоотношений человека и государства, # ответственность последнего за свою деятельность перед личностью и обV % ществом; обеспечивают раскрытие творческого потенциала каждой личности, устойчивое развитие общества, его стабильность и нормальную жизнедеятельность . Люди начали осознавать ценность и необходимость прав человека как его естественного состояния на заре создания человеческого общества, но потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о содержании прав и свобод человека и их соотношении с государством Становление теории прав человека имеет длительную историю. Сама идея Г 4 прав человека возникла еще в древности. Формирование этого понятия было подготовлено естественной эволюцией общечеловеческой гуманитарной философской и правовой мысли. В IV-V вв. до н.э. в Афинах в результате борьбы за власть был установлен демократический для своего времени режим. Истоки обоснования прав человека в этот период обнаруживаются в идеях древнегреческих философов: Сократа, Платона, Аристотеля, которые считали критерием идеального государства соблюдение и обеспечение им указанных прав. Знаменитая формула Протагора «Человек* мера всех вещей» лежала в основе философских представлений о государстве того времени2. Однако мыслители древности не пошли дальше теоретических рассуждений о правах человека, их равенстве для различных социальных групп. На практике же для того общества было характерно неравномерное распределение прав человека между различными класСм.: Федеральную концепцию обеспечения и защиты прав и свобод человека (проект). —М., 2000. С 5-6. 2 Нерсесянц B.C. Политические учения Древней Греции. М., 1979. С.72. 85 1 * сами и сословными структурами и полное бесправие рабов. Более того, последние вообще не признавались людьми, а считались «говорящими орудиями». В результате борьбы различных классов и сословий, прежде всего нарождающейся буржуазии, за свои права и свободы возникают ранее буржуазные государственно-правовые концепции взаимоотношения государства и личности, идущие вразрез со средневековыми устоями жизни. Наиболее известные идеологи нового класса, стремившегося к власти и оси вобождению от феодальных ограничений, Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббе, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и другие считали права человека средствами, ограничивающими государственную власть, устанавливающими пределы вмешательства государства в личную жизнь граждан. По мнению Дж. Локка, государство ни при каких обстоятельствах не может ограничивать права человека на жизнь, свободу и собственность. Г. Гроций один из основателей школы естественного права уже тогда высказывал идеи о вечности и неотчуждаемости прав человека и считал, что «естественное право, к которому относятся права человека, незыблемо и неt отъемлемо, так что сам Господь не может изменить его». Основная идея данной школы заключается в том, что права и свободы человека не дарованы ему ни Богом, ни государством. Эти естественные права не нуждаются в каком-либо юридическом или писаном оформлении и являются тем средством или способом, которые ограничивают государственную власть и устанавливают пределы вмешательства государства в жизнь собственных граждан. Идеи школы естественного права были развиты Т. Пейном и Т. Джеферссоном в борьбе американских штатов за независимость от колониальной Англии. 1.2 июня 1776 г. была принята Декларация прав Вирджинии, которая наряду с провозглашением независимости этого штата объявила:I* «Все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенными прирожденными правами ... правом на |