А ведь права человека не реализуются автоматически даже при благоприятных условиях. Необходимы усилия или даже борьба человека за свои права и свободы. Но этой борьбы в обществе и не видно, а отношение к деятельности правозащитных организаций ближе к негативному. И сейчас, когда государство сознательно ограничивает пределы своего вмешательства в личную жизнь граждан, они либо не знают, что делать со «свалившимися им на голову» правами, либо используют их во зло. К сожалению, реформы, проводимые в России, пока не дали тех результатов, которых ожидали люди, их начинавшие. Более того, объективно эти реформы привели к ослаблению государства, а значит, и меньшей защищенности российских граждан. Условием создания прочной государственности является политическая консолидация общества. В стране должны быть сформированы новые политические элиты: не западники или славянофилы, а именно государственники, люди способные решать сложнейшие задачи по выводу страны из этого плачевного состояния, перестройке экономики, формированию нормальных рыночных отношений, преодолению центробежных тенденций в государственном устройстве. Другого пути быть не может ведь продолжение этих негативных тенденций может «привести к власти лишь откровенно антидемократические силы и еще раз подтвердить старую мысль о том, что несостоявшаяся демократия ведет к тирании В теории конституционного права под гарантиями прав человека понимается совокупность общих условий (политических, экономических, духовных) и специальных юридических средств, обеспечивающих правомерную реализацию прав и свобод человека и гражданина, а в необходимых случаях и их защиту. Политические гарантии прав человека определяются видом политического режима в Российской Федерации. Как справедливо отмечает Е.А. Лукашева, важнейшими условиями политической стабильности в России являются придание структурам власти стабильности, 46 |
отмечают Ю. А. Дмитриев и А. Г. Златопольский российская действительность всегда отторгала основные права и свободы . Это выражалось и в Г скрытой форме, проявлением которой является политическая апатия большинства слоев населения, его правовой нигилизм и вообще отторжение права, и в открытой форме, очень ярко продемонстрированной в нашей истории, начиная с крестьянских бунтов XVII-XVIII вв. и способов их подавления, революций начала XX в., да и многих событий конца XX в. Характерной чертой общественного правосознания российского народа, по мнению Е. А. Лукашевой, является покорность и непротивление 98 человека при нарушении его прав, доставшейся нам в наследство от веко* вых антиличностных традиций российского государства . А при таком со¥ стоянии общественной психологии и правосознания невозможно установить правовой порядок в обществе, поскольку этот процесс не спонтанный, не автоматический, он требует усилий каждого. Права человека не реализуются автоматически даже при благоприятных условиях. Необходимы усилия или даже борьба человека за свои права и свободы. Но этой борьбы как раз в обществе не видно, а отношение к деятельности различных правозащитных организаций со стороны большинства населения и должностных лиц органов государственной власти ближе к негативному. Реформы, имевшие место в России в 80-90 гг. 20 века изначально не * принесли тех результатов, на которые рассчитывали люди их начинавшие. Более того, объективно они привели к ослаблению государства, а значит и меньшей защищенности российских граждан. «Результатом революционного реформирования 90-х гг. XX века явилась нравственная деградация общества, разрушение всех правовых начал, на смену которым пришли террор и насилие грубое попрание элементарных прав и свобод человека, Дмитриев Ю.А., Златопольский А.Г. Государство и власть. —М., 1994. С. 73. Общая теория прав человека / Под общ. ред. Е.А. Лукашевой. М., 2000. С. 99. |