Проверяемый текст
Гончаров, Игорь Владимирович. Конституционные основы федерального вмешательства при защите основных прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации (Диссертация 2004)
[стр. 77]

участник Пакта не вправе лишить индивида в случае введения чрезвычайного положения: права на жизнь, права на признание его правосубъектности, права на свободу мысли, совести и религии»1.
Таким образом, можно сделать вывод, что конституционный институт чрезвычайного положения является важнейшим элементом государственноправового механизма большинства стран мира, который применяется в качестве крайнего средства обеспечения безопасности личности, общества и государства от различного рода внутренних угроз в строго регламентированных правовых границах.
Для его применения необходимо наличие двух условий: фактические (возникновение чрезвычайных ситуаций криминогенного или природно-техногенного и экологического характера) и юридические основания (закрепление в законодательстве возможности его применения).
Законодательное закрепления данного правового режима объясняется тем, что при его использовании происходит расширение полномочий органов государственной власти и ограничение определенных прав других субъектов правоотношений, возникающих в чрезвычайных ситуациях.
Соответственно, именно законодательно должен быть обеспечен такой правовой режим, при котором указанное расширение полномочий органов власти не использовалось бы в ущерб действующему законодательству и правопорядку и не приводило к возможным нарушениям прав и свобод человека и гражданина.
1 Международный Пакт о гражданских и политических правах.
Международное гуманитарное право и права человека.
М., 1990.
№ 13.
С.9.

77
[стр. 311]

ими исполнительной власти (ст.
353а), а союзный парламент может принимать на себя законодательные полномочия штатов (ст.
353в) .
Одним из элементов правового института чрезвычайного положения является ограничение или приостановление всех или части основных прав и свобод граждан в случае его введения и возложения на них дополнительных обязанностей.
Современное международное право и, в частности, общепризнанные международные нормы в области прав человека, признают возможность временных ограничений гражданских прав и свобод в случае возникновения каких-либо исключительных обстоятельств.
В то же время жестко регламентируются границы этих ограничений.
В ст.4 Пакта о гражданских и политических права четко говорится, что «государство-участник Пакта не вправе лишить индивида в случае введения чрезвычайного положения: права на жизнь, права на признание его правосубъектности, права у на свободу мысли, совести и религии» .
Более подробно этот и связанные с ним вопросы будут рассмотрены ниже в соответствующих разделах данной работы.
Таким образом, необходимо отметить, что каково бы ни было отношение к институту чрезвычайного положения, практике его применения, на сегодняшний день именно этот институт как мера федерального вмешательства способен выполнить две взаимосвязанные задачи в случае возникновения каких-либо экстремальных обстоятельств криминогенного или природно-техногенного характера: 1) устранить сами обстоятельства и их последствия за счет расширения полномочий федеральных органов государственной власти и концентрации соответствующих сил и средств; 2) обеспечить такой правовой режим, при котором указанное расширение полномочий чрезвычайных органов государственной власти не использовалось бы в ущерб действующему законодательству и правопорядку.
Кон311 Конституция Индии ...
С.
236.
Международный Пакт о гражданских и политических правах.
Международное гуманитарное право и права человека.
М., 1990.
№ 13.
С.9.

[Back]