определенный, порядок. Поэтому невозможно представить цивилизованное государство без соблюдения его членами обязанностей как перед государством, на территории которого они проживают, так и перед другими людьми. Если бы каждый имел ничем не ограниченные права и свободы, то любое общество было бы ввергнуто в хаос и анархию и фактически перестало бы существовать, независимо от его правовой культуры и исторических традиций.1 Конечно, естественная свобода является изначальным и абсолютным явлением, которым человек наделен от рождения и которое заканчивается с его смертью-. Вместе с тем, оно приобретает ограниченный характер вследствие того, что индивид проживает жизнь в обществе подобных ему существ, где их интересы и потребности рознятся, порою заходя в глубокие противоречия. В таких условиях, когда каждый будет реализовывать только, свою абсолютную свободу, невозможным становится достижение общесоциальных целей, без которых не способно существовать общество, а значит и сам человек. Следовательно, ограничение прав человека также естественно как и их существование.2 По справедливому замечанию В.Н. Кудрявцева «Требовать ликвидации всяких ограничений человеческого поведения значит, по существу оправдывать противоправное и преступное поведение, допускать ущемление прав и интересов других лиц и общества в целом».3 Для каждого современного государства характерна своя определенная система конституционно закрепленных социальных ценностей, образующая основания для установления границ (пределов) в реализации гражданами своих прав и свобод, которые «можно было бы определить как совокупность сложившихся на основе существующих в обществе социальных ценностей 1 Гончаров И.В. Указ соч. С.317. 2 Коннов В.А. Правовые основы ограничения политических прав и свобод граждан по зарубежному и российскому законодательству (сравнительно правовой анализ). Дисс. канд. юрид. наук. М., 2001. С. 13 14. 3 Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. М., 1986. С. 72. 82 |
принадлежат ему от рождения и рассматриваются обществом и государст317 вом как высшая социальная ценность. Конечно, права и свободы человека и гражданина нельзя рассматривать как абсолютные. И в определенных случаях они могут быть ограничены государством. Такие ограничения необходимы в любом демократическом государстве. Человек живет в обществе и действует в системе общественных взаимосвязей. Для нормального функционирования любого общества нужен определенный порядок. Поэтому невозможно представить цивилизованное государство без соблюдения его членами обязанностей как перед государством, на территории которого они проживают, так и перед другими людьми. Если бы каждый имел ничем не ограниченные права и свободы, то любое общество было бы ввергнуто в хаос и анархию и фактически перестало бы существовать, независимо от его правовой культуры и исторических традиций. Исходя из сказанного, в рамках данной работы предполагается рассмотрение особенностей правового статуса специального субъекта людей, проживающих или находящихся в зоне действия режима чрезвычайного положения с точки зрения защиты их основных прав и свобод. Чрезвычайные меры, предусматривающие ограничение правового статуса граждан, могут быть установлены только Конституцией государства. Никакие другие законодательные, а тем более, подзаконные ведомственные нормативные акты не могут и не должны этого делать. Столь высокий уровень регулирования обусловлен тем, что чрезвыг чайное положение затрагивает многие конституционные права и свободы граждан, предусматривая существенные изъятия из них. Следует признать незаконными попытки заменить чрезвычайное положение какими-то иными мерами, как-то: объявить режим чрезвычайной ситуации, бедственное, исключительное, особое положение, ввести комендантский час без введения особого правового режима и т.д. Дело здесь не в терминологической точности. За подменой терминов кроется опасность отступления от закон |