Проверяемый текст
Гончаров, Игорь Владимирович. Конституционные основы федерального вмешательства при защите основных прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации (Диссертация 2004)
[стр. 86]

Российская Федерация в ряду других государств не является исключением.
Ее Конституция в ч.
3 ст.
55 допускает возможность ограничения, прав и свобод человека и гражданина в соответствии с федеральным законом и только «в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Столь высокий уровень регулирования обусловлен тем, что
чрезвычайное положение затрагивает многие конституционные права и свободы граждан, предусматривая существенные изъятия из них.
По нашему мнению невозможно с юридической точки зрения заменить чрезвычайное положение какими-то иными мерами, как-то: объявить режим чрезвычайной ситуации, бедственное, исключительное, особое положение, ввести комендантский час без введения особого правового режима и т.д.
За подменой терминов кроется опасность отступления от законного
порядка, что особенно недопустимо, когда речь идет о чрезвычайном положении и связанном с этим ограничением прав и свобод граждан.
В качестве негативного примера можно привести имевший место в истории современной России прецедент, когда на территории одного субъекта Федерации в течение нескольких лет шла настоящая война с использованием Вооруженных Сил для борьбы с незаконными вооруженными формированиями и восстановления конституционного порядка, в результате которых погибли тысячи мирных граждан.
И, тем не менее,
как справедливо отмечает И.В.
Гончаров, на территории Чечни не было введено в силу объективных и субъективных причин ни военное, ни чрезвычайное положение, что явилось одной из главных причин массовых нарушений прав человека на территории Чеченской республики1.
1 Гончаров И.В.
Конституционные основы федерального вмешательства при защите основных прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации.
Дисс.
докт.
юрид.
наук.
М., 2004.
С.
318.
86
[стр. 317]

принадлежат ему от рождения и рассматриваются обществом и государст317 вом как высшая социальная ценность.
Конечно, права и свободы человека и гражданина нельзя рассматривать как абсолютные.
И в определенных случаях они могут быть ограничены государством.
Такие ограничения необходимы в любом демократическом государстве.
Человек живет в обществе и действует в системе общественных взаимосвязей.
Для нормального функционирования любого общества нужен определенный порядок.
Поэтому невозможно представить цивилизованное государство без соблюдения его членами обязанностей как перед государством, на территории которого они проживают, так и перед другими людьми.
Если бы каждый имел ничем не ограниченные права и свободы, то любое общество было бы ввергнуто в хаос и анархию и фактически перестало бы существовать, независимо от его правовой культуры и исторических традиций.
Исходя из сказанного, в рамках данной работы предполагается рассмотрение особенностей правового статуса специального субъекта людей, проживающих или находящихся в зоне действия режима чрезвычайного положения с точки зрения защиты их основных прав и свобод.
Чрезвычайные меры, предусматривающие ограничение правового статуса граждан, могут быть установлены только Конституцией государства.
Никакие другие законодательные, а тем более, подзаконные ведомственные нормативные акты не могут и не должны этого делать.
Столь высокий уровень регулирования обусловлен тем, что
чрезвыг чайное положение затрагивает многие конституционные права и свободы граждан, предусматривая существенные изъятия из них.
Следует признать незаконными попытки заменить чрезвычайное положение какими-то иными мерами, как-то: объявить режим чрезвычайной ситуации, бедственное, исключительное, особое положение, ввести комендантский час без введения особого правового режима и т.д.
Дело здесь не в терминологической точности.
За подменой терминов кроется опасность отступления от закон


[стр.,318]

ного порядка, что особенно недопустимо, когда речь идет о чрезвычайном положении и связанном с этим ограничением прав и свобод граждан.
Более того, в истории современной России уже был прецедент, когда на территории одного субъекта Федерации в течение нескольких лет велись настоящие боевые действия с использованием Вооруженных Сил для восстановления конституционного порядка, в результате которых погибли тысячи мирных граждан.
И, тем не менее,
на территории Чечни не было введено в силу объективных и субъективных причин ни военное, ни чрезвычайное положение, что явилось, по нашему мнению, одной из главных причин массовых нарушений прав человека на территории Чеченской республики.
На практике неукоснительно должен соблюдаться установленный 318 порядок введения чрезвычайного положения наличие основании, компетентность органов, соблюдение сроков и т.д.
Следование законной процецуре выступает в этом случае важной гарантией конституционного порядка1.
Международное право предусматривает возможность ограничения определенных прав и свобод граждан.
Так, Пакт о гражданских и политических правах (ст.4 п.1) подтверждает, что «во время чрезвычайного положения в государстве, когда и жизнь нации находится под угрозой, ...
могут применяться меры в отступлении от своих обязательств по настоящему Пакту...» .
Но так как эти отступления могут привести к нарушению прав человека в условиях чрезвычайного положения, этот же Пакт жестко регламентирует границы таких отступлений.
Во-первых, они должны соответствовать «остроте положения», во-вторых, «не могут быть несовместимыми с другими обязательствами страны по международном управу», и вЛарин А.М.
Чрезвычайные ситуации и деятельность правоохранительных органов / Право и чрезвычайные ситуации: Сб.
науч.
трудов.
М.: ИГП РАН, 1992.
С.169.
Пакт о гражданских и политических правах // Международное гуманитарное право и права человека.
М., 1990.
№ 13.
С.12.


[стр.,322]

и времени действия характер; в) применяются только на основании соответствующего законодательного акта .
Российское законодательство также предусматривает возможность ограничения определенных прав и свобод граждан.
В Конституции Российской Федерации в ч.
3 ст.
55 предполагается возможность ограничения, прав и свобод человека и гражданина.
Причем специально оговаривается, что данные ограничения могут быть осуществлены только в соответствии с федеральным законом и только «в той мере, в какой это необходимо в 322 целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Необходимость ограничения некоторых прав и свобод в условиях чрезвычайного положения объясняется тем, что введение данного правового режима на какой-либо территории приводит к тому, что на данной территории в рамках этой конфликтной ситуации возникающие новые общественные отношения среди субъектов приобретают качественно иное состояние, что особенно ярко отражается на правовом положении этих субъектов .
Происходит своеобразное перераспределение взаимных прав и 4 обязанностей между гражданами и государством в лице его органов и должностных лиц.
Суть заключается в следующем: 1) «режим чрезвычайного положения заключается в расширении круга полномочий существующих органов государственной власти, в том числе органов исполнительной власти, по охране общественного порядка и нормализации обстановки, либо в возложении таких обязанностей с предй ставлением прав на специально создаваемые для этого органы, а также в 1Пчелищев С.В.
Проблемы реализаций положений Конституции РФ об особых правовых режимах в федеральном законодательстве // Журнал российского права.
2003.
№ 11.
С.
139.
Хазанов С.Д.
Правомерное ограничение административноправового статуса граждан в условиях чрезвычайного положения // Правоведение.
1991.
№ 5.
С.
59.

[Back]