Проверяемый текст
Гончаров, Игорь Владимирович. Конституционные основы федерального вмешательства при защите основных прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации (Диссертация 2004)
[стр. 87]

Объективно возникает вопрос, как можно считать введения особого правового режима, предполагающие ограничения многих прав и свобод человека и гражданина, способом их защиты? Как представляется, необходимость ограничения некоторых прав и чрезвычайного положения объясняется тем, свобод в условиях что возникновение чрезвычайных обстоятельств криминогенного либо природно-техногенного характера приводит к тому, что на данной территории в рамках этой конфликтной ситуации возникают качественно другие общественные отношения, среди субъектов, что особенно ярко отражается на правовом положении этих субъектов1.
Как справедливо отмечает А.В.
Грязнов происходит своеобразное перераспределение взаимных прав и обязанностей между гражданами и государством в лице его органов и должностных лиц.
Он считает, и мы с ним согласны, что «режим чрезвычайного положения заключается в расширении круга полномочий существующих органов государственной власти, в том числе органов.
исполнительной власти, по охране общественного порядка и нормализации обстановки, либо в возложении таких обязанностей с
представлением прав на специально создаваемые для этого органы, а также в усилении ответственности должностных лиц за неисполнение обязанностей, которые возлагаются на них с введением чрезвычайного положения.2 Кроме того, и это очень существенно для понимания правовой природы чрезвычайного положения как особого средства защиты прав и свобод человека и гражданина, ситуация в зоне чрезвычайной ситуации может складываться таким образом, что граждане, проживающие на данной территории, и так фактически ограничены в своих правах и обязанностях.
Это особенно характерно для чрезвычайных ситуаций природнотехногенного характера, но не исключено и в ситуациях, связанных с 1 Хазанов С.Д.
Правомерное ограничение административно-правового статуса граждан в условиях чрезвычайного положения // Правоведение.
1991.
№ 5.
С.
59.

^Грязнов А.В.
Современная концепция и конституционные основы института чрезвычайного положения // Гос-во и право.
1994.
№ 6.
С.34.

87
[стр. 322]

и времени действия характер; в) применяются только на основании соответствующего законодательного акта .
Российское законодательство также предусматривает возможность ограничения определенных прав и свобод граждан.
В Конституции Российской Федерации в ч.
3 ст.
55 предполагается возможность ограничения, прав и свобод человека и гражданина.
Причем специально оговаривается, что данные ограничения могут быть осуществлены только в соответствии с федеральным законом и только «в той мере, в какой это необходимо в 322 целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Необходимость ограничения некоторых прав и свобод в условиях чрезвычайного положения объясняется тем, что введение данного правового режима на какой-либо территории приводит к тому, что на данной территории в рамках этой конфликтной ситуации возникающие новые общественные отношения среди субъектов приобретают качественно иное состояние, что особенно ярко отражается на правовом положении этих субъектов .
Происходит своеобразное перераспределение взаимных прав и
4 обязанностей между гражданами и государством в лице его органов и должностных лиц.
Суть заключается в следующем: 1) «режим чрезвычайного положения заключается в расширении круга полномочий существующих органов государственной власти, в том числе органов исполнительной власти, по охране общественного порядка и нормализации обстановки, либо в возложении таких обязанностей с предй ставлением прав на специально создаваемые для этого органы, а также в 1Пчелищев С.В.
Проблемы реализаций положений Конституции РФ об особых правовых режимах в федеральном законодательстве // Журнал российского права.
2003.
№ 11.
С.
139.
Хазанов С.Д.
Правомерное ограничение административноправового статуса граждан в условиях чрезвычайного положения // Правоведение.
1991.
№ 5.
С.
59.


[стр.,323]

усилении ответственности должностных лиц за неисполнение обязанностей, которые возлагаются на них с введением чрезвычайного положения , 2) социальная ситуация может складываться таким образом, что граждане, проживающие на данной территории, фактически не смогут реализовать многие права и свободы, а также выполнять возложенные на них законом обязанности.
Это особенно характерно для чрезвычайных ситуаций природно-техногенного характера, но не исключено и в ситуациях, связанных с
социальными конфликтами.
С другой стороны, в условиях любых чрезвычайных ситуаций реализация многих прав гражданами может не только не способствовать стабилизации сложившейся конфликтной ситуации, но и наоборот, привести к дальнейшему увеличению социальной напряженности в зоне конфликта».
Чтобы подвести под поведение участников данных общественных 323 отношении юридическую основу, введение чрезвычайного положения нормативно закрепляет временное ограничение основных прав и свобод граждан и возложение на них дополнительных обязанностей.
Правомерное ограничение в данном случае выступает и как элемент юридического меу ханизма управления чрезвычайной ситуацией .
Его цель устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации (ст.
2 Федерального конституционного закоу на «О чрезвычайном положении» .
При этом ограничение правового статуса граждан при введении режима чрезвычайного положения допускается лишь в определенных рамках, не противоречащих как внутреннему законодательству, так и соответГрязнов А.В.
Современная концепция и конституционные основы института чрезвычайного положения //Гос-во и право.
1994.
№ 6.
С.34.

2Хазанов С.Д.
Указ.
соч.
С.59.
3СЗ РФ.
2001.
№ 23.
Ст.
2277.


[стр.,454]

235.
Суворов В.Н.
Президент и Правительство Российской Федерации: конституционные проблемы взаимоотношений: Труды / Московская государственная юридическая академия.
1999.
С.
8-9.
236.
Сырых В.М.
Проблемы взаимной конституционной ответственности Российской Федерации и ее субъектов // Государство и право.
2001.
№7.
С.
102-106.
237.
Сырых В.М.
Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих / Круглый стол журнала «Государство и право» // Государство и право.
2000.
№ 3.
С.
24-26.
238.
Точиловский В.Н.
О концепции прокурорской власти // Советское государство и право.
1990.
№9.
239.
Туйков В.Н.
Российская прокуратура в условиях становления правового государства//Правоведение.
1998.
№ 2.
С.
164.
240.
Усиков А., Яременко В.
Чечня: термины и право //Независимое военное обозрение.
2000.
№ 2 С.
3-5.
241.
Усс А.
России имперскую федерацию // Независимая газета.
2000.
6 апреля.
242.
Хазанов С.Д.
Правомерное ограничение административноправового статуса граждан в условиях чрезвычайного положения // Правоведение.
1991.
№ 5.
С.59-64.

243.
Чрезвычайное положение // Московские новости.
1989.
№ 26.
С.
9-15.
244.
Чурилов А.В., Гущин В.З.
Правозащитные функции прокуратуры в постсоциапистическом государстве // Государство и право.
1998.
№5.
С.
59-68.
245.
Чурилов А.В., Гущин В.З.
Правозащитные функции прокуратуры в постсоциалистическом государстве // Государство и право.
1998 г.
№5.
С.
64-71.
246.
Шалумов М.С.
Функции прокуратуры // Государство и право.
1995.
№6.
С.
154-163.
454

[Back]