Проверяемый текст
Гончаров, Игорь Владимирович. Конституционные основы федерального вмешательства при защите основных прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации (Диссертация 2004)
[стр. 95]

положения.
Международный Пакт о гражданских и политических правах в § 1 ст.
4 подтверждает, что «во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой, ...
могут применяться меры в отступлении от своих обязательств по настоящему Пакту ...», но
этот же Пакт в § 2 той же статьи содержит перечень прав, которые подлежат обязательному соблюдению и не подлежат ограничению.
К их числу относятся: «право на жизнь, право на признание правосубъектности индивида, право на свободу мысли, совести и религии»1.

В соответствии с международными стандартами Конституции Российской Федерации в ч.
3 ст.
56 выделяет перечень тех прав и свобод граждан, которые не подлежат никакому ограничению, а именно: право на жизнь; право на обеспечение достоинства личности; право на неприкосновенность частной жизни; личную и семейную тайну; право на.
защиту своей чести и доброго имени; свобода совести, свобода вероисповедания; право насвободу использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной деятельности; право на жилище.
Кроме того, не допускается сбор, хранение, использование и раскрытие информации о частной жизни лица без его согласия.

Важнейшее значение для юридической практики имеют положения Конституции о том, что в условиях чрезвычайного положения каждому гарантируется весь комплекс прав человека и гражданина, предусмотренных ст.
46-54 Конституции.

В юридической литературе высказываются соображения о том, что закрепленный в Конституции РФ перечень прав и свобод, не подлежащий ограничению при введении чрезвычайного положения значительно расширен по сравнению с Международным Пактом о гражданских и политических правах.
Это право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну 1 Пакт о гражданских и политических правах // Сборник.
Международное гуманитарное право и права человека.
М., 1990.
№ 13.
С.
12.

95
[стр. 318]

ного порядка, что особенно недопустимо, когда речь идет о чрезвычайном положении и связанном с этим ограничением прав и свобод граждан.
Более того, в истории современной России уже был прецедент, когда на территории одного субъекта Федерации в течение нескольких лет велись настоящие боевые действия с использованием Вооруженных Сил для восстановления конституционного порядка, в результате которых погибли тысячи мирных граждан.
И, тем не менее, на территории Чечни не было введено в силу объективных и субъективных причин ни военное, ни чрезвычайное положение, что явилось, по нашему мнению, одной из главных причин массовых нарушений прав человека на территории Чеченской республики.
На практике неукоснительно должен соблюдаться установленный 318 порядок введения чрезвычайного положения наличие основании, компетентность органов, соблюдение сроков и т.д.
Следование законной процецуре выступает в этом случае важной гарантией конституционного порядка1.
Международное право предусматривает возможность ограничения определенных прав и свобод граждан.
Так, Пакт о гражданских и политических правах (ст.4 п.1) подтверждает, что «во время чрезвычайного положения в государстве, когда и жизнь нации находится под угрозой, ...
могут применяться меры в отступлении от своих обязательств по настоящему Пакту...» .
Но
так как эти отступления могут привести к нарушению прав человека в условиях чрезвычайного положения, этот же Пакт жестко регламентирует границы таких отступлений.
Во-первых, они должны соответствовать «остроте положения», во-вторых, «не могут быть несовместимыми с другими обязательствами страны по международном управу», и вЛарин А.М.
Чрезвычайные ситуации и деятельность правоохранительных органов / Право и чрезвычайные ситуации: Сб.
науч.
трудов.
М.: ИГП РАН, 1992.
С.169.
Пакт о гражданских и политических правах // Международное гуманитарное право и права человека.
М., 1990.
№ 13.
С.12.


[стр.,335]

сударстве, при котором жизнь нации находится под угрозой, ...
могут применяться меры в отступлении от своих обязательств по настоящему Пакту ...», но этот же Пакт в § 2 той же статьи содержит перечень прав, которые подлежат обязательному соблюдению и не подлежат ограничению.
К их числу относятся: «право на жизнь, право на признание правосубъектности индивида, право на свободу мысли, совести и религии»1.

Прогрессивный характер Конституции Российской Федерации подтверждается тем, что она в ч.
3 ст.
56 также выделяет перечень тех прав и свобод граждан, которые не подлежат никакому ограничению, а именно: право на жизнь; право на обеспечение достоинства личности; право на неприкосновенность частной жизни; личную и семейную тайну; право на защиту своей чести и доброго имени; свобода совести, свобода вероисповедания; право на свободу использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной деятельности; право на жилище.
Кроме того, не допускается сбор, хранение, использование и раскрытие информации о частной жизни лица без его согласия.

Особое значение имеют положения Конституции о том, что в условиях чрезвычайного положения каждому гарантируется весь комплекс прав человека и гражданина, предусмотренных ст.
46-54 Конституции.

Особое значение в этой части имеют соответствующие нормы дан-t ного Федерального конституционного закона, устанавливающие гарантии прав граждан и ответственность должностных лиц в условиях чрезвычайного положения.
В Законе говорится, что меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие за собой изменение (ограничение) установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РосПакт о гражданских и политических правах // Сборник.
Международное гуманитарное право и права человека.
М., 1990.
№ 13.
С.12.

335

[Back]