149 5. Государство не может не признавать права человека на жизнь, достоинство, неприкосновенность личности, жилища и т.д. Эти права принадлежат человеку от рождения, но защиту им обеспечивает закон. Следовательно, данные права не противопоставляются государству, которое берет на себя функции не только защиты и обеспечения этих прав, но и законодательного их закрепления. Те государства, которые признают естественно-правовую концепцию происхождения личных прав человека, вовсе не отвергают их позитивного закрепления. Но идея естественных прав всегда ставит личные права человека выше государства, которое не может вмешиваться в порядок осуществления этих прав. Однако если личные права не будут закреплены в законодательстве, то представление о них будет несколько абстрактным. Это приведет к тому, что государство не сможет обеспечить их защиту в случае нарушения. 6. Взаимосвязь норм естественного и позитивного права следует расценивать как соотношение идеала и социальной практики. Нормы естественного права соответствуют законам природы человека, требованиям разума. Юридические нормы есть продукт сознательной деятельности человека, познавшего необходимость преобразований общественных отношений в соответствии с объективными законами развития общества. Объектом отражения в юридических нормах являются обстоятельства социальной и, прежде всего, материальной жизни. Объектом отражения в нормах естественного права являются отношения, вытекающие из природы вещей, точнее, устройства человеческого существа. Законодательство, отвечающее нормам естественного права, создает надежный режим правопорядка и правового стимулирования индивидов и их общностей, прочно обеспечивая осуществление прав человека, их охрану и защиту. 7. Ретроспективный анализ эволюции концепции личных прав и свобод позволил нам сделать следующие выводы. Во-первых, к пониманию природы личных прав можно применить два, прошедшие историческую эволюцию подхода: естественно-правовой, основан |
Государство не может не признавать права человека на жизнь, достоинство, неприкосновенность личности, жилища и т.д. Эти права принадлежат человеку от рождения, но защиту им обеспечивает закон. Следовательно, данные права не противопоставляются государству, которое берет на себя функции не только защиты и обеспечения этих прав, но и законодательного их закрепления. Те государства, которые признают естественно-правовую концепцию происхождения личных прав человека, вовсе не отвергают их позитивного закрепления. Но идея естественных прав всегда ставит личные права человека выше государства, которое не может вмешиваться в порядок осуществления этих прав. Однако если личные права не будут закреплены в законодательстве, то представление о них будет несколько абстрактным. Это приведет к тому, что государство не сможет обеспечить их защиту в случае нарушения. Устанавливая существование в науке конституционного права двух подходов к определению личных прав и свобод человека, необходимо обратить внимание на то, что они на практике часто применяются в сочетании. Данное положение следует не только из международно-правовых актов, но и из внутригосударственного законодательства. Так, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. в качестве исходного постулата взято положение о неотъемлемых правах человека с последующим перечислением конкретных прав, которые должны охраняться государством. В конституциях большинства государств закрепляется формула, установленная во Всеобщей декларации. Права человека это явление не вечное, оно исторически возникает, изменяется и развивается. На каждой ступени исторического развития права формировалось свое представление о человеке, как субъекте права, о его правах и обязанностях. Развивая это положение, можно предположить, что история права это история формирования представлений о правах человека. В античном праве не все люди признавались в качестве правомочного человека. Раб признавался человеком только по естественному праву. Идея естественного равенства всех людей была основой для учений о естественных правах и свободах. турных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и др. Одним из аспектов прогрессивного развития всего мирового сообщества стало признание и защита прав и свобод человека. Ретроспективный анализ эволюции концепции личных прав и свобод позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, по мнению автора, к пониманию природы личных прав можно применить два, прошедшие историческую эволюцию, подхода: естественно-правовой, основанный на концепции естественного происхождения личных прав, и позитивистский, основанный на том, что источником права является государство. Во-вторых, под естественными правами, обращенными к человеку, понимаются личные права. В подходах того времени личным было право человека выбирать способ пропитания. В дальнейшем это право стало базисом для социально-экономических прав человека. В-третьих, естественное право является политико-нравственным и правовым идеалом, к которому стремится цивилизованное общество. 1.2. Индивидуальное и коллективное начала в личных правах человека Проблема соотношения понятий "индивидуального" и "коллективного" применительно к правам и свободам человека вытекает из концепций о естественном и позитивном праве. Рассматривая вопрос об индивидуальном и коллективном ограничимся только личными правами и свободами, хотя эту проблему можно раскрыть исходя из содержания правового статуса человека и гражданина в целом. Человек существо биопсихосоциальное. Индивидуальное заложено в человеке изначально, самой природой. Поэтому государство и общество не могут игнорировать индивидуальные качества человека. Такие качества тем Л l Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 1998. |