Проверяемый текст
Антипова, Галина Владимировна. Система личных прав человека : Конституционно-правовой аспект (Диссертация 2002)
[стр. 37]

37 Школа естественного права имеет ряд особенностей: во-первых, государство и право рассматривались как неизменные и вечные явления, вытекающие из «природы» человека; во-вторых, государство возникло в результате общественного договора как следствие соединения отдельных лиц в целое; в-третьих, естественно-правовая школа исходит из индивидуализма человека, из представления об изолированном, существующем вне общества и государства человеке.
Правовые идеи о том, что человек обладает правами, данными ему от природы, встречались
еще в философии и юриспруденции античного мира и средневековья.
Но в то время естественное право рассматривалось как разновидность божественного закона.
С идеей о естественном равенстве всех людей (равенстве по природе, по «естественному праву») выступали ряд софистов (Антифонт, Ликофрон,
Апкидам), неравенство людей трактовалось как следствие искусственных человеческих установлений.
Идею равенства людей и равенства их «личных прав», обусловленных природой, обосновал Ликофрон.
«Личные права» человека
он считал тем естественным правом, для гарантирования которого, по его договорной теории, и было заключено людьми соглашение о создании полисной общности и его законов .
Алкидам развил мысль о том, что равны все люди: и свободные члены полиса, и рабы.
Ему приписывают следующие знаменитые слова: «Божество создало всех свободными, а природа никого не сотворила рабом» .
Естественно-правовые идеи Аристотеля сводятся к двум основным тезисам.
Первый: «высшее и всеобщее положение естественного права весьма сжато гласит: каждому
свое, надлежащее...» Второй основной тезис представляет собой формулу применения первого и гласит: равным равное, неравным (соответственно) неравное» .
Таким образом, естественное право констатирует лишь существовавшее положение разных категорий населения.

1См.: Нерсесянц В С.
Философия права: Учеб.
М., 1997.
С.
408.
2Там же.
3Аристотель Политика // Соч.: В 4 т.
М., 1983.
Т.
4.
С.
360.
[стр. 14]

ва определяются и закрепляются государством, как и права, относящиеся к другим группам.
Естественно-правовая доктрина возникла сравнительно поздно —вместе с либеральными идеями европейских мыслителей ХУИ-ХУШ вв.
Учение о естественных правах стало идеологическим оружием буржуазии в ее борьбе за разрушение феодального строя и за овладение властью.
Согласно данной концепции, все люди рождаются свободными и равными в правах.
Существуют некие неписаные, прирожденные и неотчуждаемые права и свободы, которые государство обязано охранять и не нарушать.
При этом за государством остается право обременять человека определенными ограничениями.
Кратко смысл этой концепции сводится к принципу: "разрешено все, что не запрещено законом".
Школа естественного права имеет ряд особенностей: во-первых, государство и право рассматривались как неизменные и вечные явления, вытекающие из "природы" человека; во-вторых, государство возникло в результате общественного договора как следствие соединения отдельных лиц в целое; в-третьих, естественно-правовая школа исходит из индивидуализма человека, из представления об изолированном, существующем вне общества и государства человеке.
Правовые идеи о том, что человек обладает правами, данными ему от природы, встречались
также в философии и юриспруденции античного мира и средневековья.
Но в то время естественное право рассматривалось как разновидность божественного закона.
С идеей о естественном равенстве всех людей (равенстве по природе, по "естественному праву") выступали ряд софистов (Антифонт, Ликофрон,
Алкидам), неравенство людей трактовалось как следствие искусственных человеческих установлений.
Идею равенства людей и равенства их "личных прав", обусловленных природой, обосновал Ликофрон.
"Личные права" человека
Ликофрон считал тем естественным правом, для гарантирования которого, по его договорной теории, и было заключено людьми соглашение о

[стр.,15]

создании полисной общности и его законов .
Алкидам развил мысль о том, что равны все люди: и свободные члены полиса, и рабы.
Ему приписывают следующие знаменитые слова: "Божество создало всех свободными, а природа никого не сотворила рабом" .
Естественно-правовые идеи Аристотеля сводятся к двум основным тезисам.
Первый: "высшее и всеобщее положение естественного права весьма сжато гласит: каждому
своё, надлежащее..." Второй основной тезис, представляет собой формулу применения первого и гласит: равным равное, неравным (соответственно) неравное" .
Таким образом, естественное право констатирует лишь существовавшее положение разных категорий населения.

По мнению Аристотеля, разделение людей на свободных и рабов объясняется только тем, что они таковыми являются от природы.
Концепцию правопонимания, исходящую из представлений о справедливости и праве как договоре, общеполезном для обеспечения индивидуальной свободы и взаимной безопасности людей в общественно-политической жизни, развивал в эпоху эллинизма Эпикур.
Основные ценности эпикуровской этики (свобода, удовольствие, безмятежное спокойствие духа) носят индивидуалистический характер и по сути своей внеполитичны.
Они являются результатом сознательных усилий индивида.
Согласно Эпикуру, свобода человека это его ответственность за разумный выбор своего образа жизни.
Сфера человеческой свободы это сфера ответственности человека за себя; она вне необходимости, т.к.
"необходимость не подлежит ответственности" , а также вне непостоянного случая.
Свобода обретается благодаря уяснению того, "что зависит от нас" и "не подлежит никакому господину" .
Обуздание страстей и желаний разумом и довольство немногим —существенная черта свободного человека.
В.И.
Нерсесянц отмечает, что в концепции Эпикура "справедливость", в свете её соотношения с законом, представляет собой ес15 1См.: Нерсесянц B.C.
Философия права.
М., 1997.
С.
408.
2 Аристотель.
Политика.
М., 1911.
С.
408.
Нерсесянц B.C.
Указ.
соч.
С.
417.
Материалисты Древней Греции.
М., 1955.
С.
212.
5 Там же.

[Back]