Проверяемый текст
Антипова, Галина Владимировна. Система личных прав человека : Конституционно-правовой аспект (Диссертация 2002)
[стр. 38]

38 По мнению Аристотеля, разделение людей на свободных и рабов объясняется только тем, что они таковыми являются от природы.
Концепцию правопонимания, исходящую из представлений о справедливости и праве как договоре, общеполезном для обеспечения индивидуальной свободы и взаимной безопасности людей в общественно-политической жизни, развивал в эпоху эллинизма Эпикур.
Основные ценности эпикуровской этики (свобода, удовольствие, безмятежное спокойствие духа) носят индивидуалистический характер и по сути своей внеполитичны.
Они являются результатом сознательных усилий индивида.
Согласно Эпикуру, свобода человека —это его ответственность за разумный выбор своего образа жизни.
Сфера человеческой свободы —это сфера ответственности человека за себя; она вне необходимости, т.к.
«необходимость не подлежит ответственности» , а также вне непостоянного случая.
Свобода обретается благодаря уяснению того, «что зависит от нас» и «не подлежит никакому господину» .
Обуздание страстей и желаний разумом и довольство немногим —существенная черта свободного человека.

B.C.
Нерсесянц отмечает, что в концепции Эпикура «справедливость» в свете
ее соотношения с законом представляет собой естественное право с изменяющимся (в за-4 висимости от времени, места и обстоятельств) содержанием, каковым является изменчивая общая польза взаимного общения.
Кроме того, эпикуровская договорная трактовка права подразумевает равенство, свободу и независимость членов договорного общения и по существу является исторически первой философско-правовой концепцией либерального индивидуализма .
Различные варианты в основном фаталистической концепции естественного права развивали древнегреческие и древнеримские стоики.
В естественно-правовой концепции Сенеки божественный и неминуемый «закон судьбы» играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе —государство и законы.
Исходя
Материалисты Древней Греции.
М., 1955.
С.
212.
Там же.
См.: Нерсссяшf В С.
Указ.
соч.
С.
423.
[стр. 15]

создании полисной общности и его законов .
Алкидам развил мысль о том, что равны все люди: и свободные члены полиса, и рабы.
Ему приписывают следующие знаменитые слова: "Божество создало всех свободными, а природа никого не сотворила рабом" .
Естественно-правовые идеи Аристотеля сводятся к двум основным тезисам.
Первый: "высшее и всеобщее положение естественного права весьма сжато гласит: каждому своё, надлежащее..." Второй основной тезис, представляет собой формулу применения первого и гласит: равным равное, неравным (соответственно) неравное" .
Таким образом, естественное право констатирует лишь существовавшее положение разных категорий населения.
По мнению Аристотеля, разделение людей на свободных и рабов объясняется только тем, что они таковыми являются от природы.
Концепцию правопонимания, исходящую из представлений о справедливости и праве как договоре, общеполезном для обеспечения индивидуальной свободы и взаимной безопасности людей в общественно-политической жизни, развивал в эпоху эллинизма Эпикур.
Основные ценности эпикуровской этики (свобода, удовольствие, безмятежное спокойствие духа) носят индивидуалистический характер и по сути своей внеполитичны.
Они являются результатом сознательных усилий индивида.
Согласно Эпикуру, свобода человека это его ответственность за разумный выбор своего образа жизни.
Сфера человеческой свободы это сфера ответственности человека за себя; она вне необходимости, т.к.
"необходимость не подлежит ответственности" , а также вне непостоянного случая.
Свобода обретается благодаря уяснению того, "что зависит от нас" и "не подлежит никакому господину" .
Обуздание страстей и желаний разумом и довольство немногим —существенная черта свободного человека.

В.И.
Нерсесянц отмечает, что в концепции Эпикура "справедливость", в свете
её соотношения с законом, представляет собой ес15 1См.: Нерсесянц B.C.
Философия права.
М., 1997.
С.
408.
2 Аристотель.
Политика.
М., 1911.
С.
408.
Нерсесянц B.C.
Указ.
соч.
С.
417.
Материалисты Древней Греции.
М., 1955.
С.
212.
5 Там же.


[стр.,16]

тественное право с изменяющимся (в зависимости от времени, места и обстоятельств) содержанием, каковым является изменчивая общая польза взаимного общения.
Кроме того, эпикуровская договорная трактовка права подразумевает равенство, свободу и независимость членов договорного общения и по существу является исторически первой философско-правовой концепцией либерального индивидуализма .
Различные варианты в основном фаталистической концепции естественного права развивали древнегреческие и древнеримские стоики.
В естественно-правовой концепции Сенеки божественный и неминуемый "закон судьбы" играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе —государство и законы.
Исходя
из представлений о естественном праве как общеобязательном и равном для всех мировом законе, Сенека наиболее последовательно среди стоиков отстаивал идею духовной свободы и равенства всех людей.
В древнеримском государстве юристы также рассуждали о естественных (природных) правах.
Помимо того, что римские юристы сформулировали важное положение о делении права на публичное и частное, они, в свою очередь, включали в частное право три части: право народов (jus gentum), цивильное право (jus civil) и естественное право (jus naturale).
К естественному праву относились все значимые с точки зрения права "предписания природы".
Ульпиан писал: "Естественное право —это то, которому природа научила всё живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем жи■ вотным, которые рождаются на земле, и в море, и птицам" .
К институтам естественного права Ульпиан относит, в частности, брак и воспитание детей.
Рассматривая древних мыслителей в целом можно предположить, что уровень социального развития общества не позволял выделить такие фундаментальные права, как право на жизнь, достоинство личности, личную неприкосновенность и соответственно признать право на них за всеми людьми.
6 См.: Нерсесянц B.C.
Указ.
соч.
С.
423.
7Дигесты Юстиниана // Памятники римского права.
М., 1997.
С.
158.

[Back]