Проверяемый текст
Антипова, Галина Владимировна. Система личных прав человека : Конституционно-правовой аспект (Диссертация 2002)
[стр. 39]

39 из представлений о естественном праве как общеобязательном и равном для всех мировом законе Сенека наиболее последовательно среди стоиков отстаивал идею духовной свободы и равенства всех людей.
В древнеримском государстве юристы также рассуждали о естественных (природных) правах.
Помимо того, что
они сформулировали важное положение о делении права на публичное и частное, они, в свою очередь, включали в частное право три части: право народов (jus gentum), цивильное право (jus civil) и естественное право (jus naturale).
К естественному праву относились все значимые с точки зрения права «предписанияіприроды».

Ульпиан писал: «Естественное право это то, которому природа научила
все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам» .
К институтам естественного права Ульпиан относит, в частности, брак и воспитание детей.
Рассматривая
теории древних мыслителей, в целом можно предположить, что уровень социального развития общества не позволял им выделить такие фундаментальные права, как право на жизнь, достоинство личности, личную неприкосновенность, и соответственно признать право на них за' всеми людьми.
В эпоху Средневековья концепция естественных прав обогатилась незначительно.
В данный период господствовало теологическое представление о государстве и праве.
Интеллектуальное развитие было сковано религиозными догмами.
Временем естественного права в сегодняшнем его понимании можно назвать эпоху нового времени2.
В постепенной универсализации положений о правах человека существенную роль играли представления о
прирожденДигесты Юстиниана// Памятники римского права.
М., 1997.
С.
158.

См., напр.: История политических учений: Учеб.
/ Под ред.
С.Ф.
Кечекьяна и Г.И.
Федькина.
М., 1995.
С.
189-191; История политических и правовых учений: Домарксистский период: Учеб.
/ Под ред.
О.Э.
Лейста.
М., 1991.
С.
203-205; Нерсесянц B.C.

Указ.
соч.
С.
448-510.
[стр. 16]

тественное право с изменяющимся (в зависимости от времени, места и обстоятельств) содержанием, каковым является изменчивая общая польза взаимного общения.
Кроме того, эпикуровская договорная трактовка права подразумевает равенство, свободу и независимость членов договорного общения и по существу является исторически первой философско-правовой концепцией либерального индивидуализма .
Различные варианты в основном фаталистической концепции естественного права развивали древнегреческие и древнеримские стоики.
В естественно-правовой концепции Сенеки божественный и неминуемый "закон судьбы" играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе —государство и законы.
Исходя из представлений о естественном праве как общеобязательном и равном для всех мировом законе, Сенека наиболее последовательно среди стоиков отстаивал идею духовной свободы и равенства всех людей.
В древнеримском государстве юристы также рассуждали о естественных (природных) правах.
Помимо того, что
римские юристы сформулировали важное положение о делении права на публичное и частное, они, в свою очередь, включали в частное право три части: право народов (jus gentum), цивильное право (jus civil) и естественное право (jus naturale).
К естественному праву относились все значимые с точки зрения права "предписания
природы".
Ульпиан писал: "Естественное право —это то, которому природа научила
всё живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем жи■ вотным, которые рождаются на земле, и в море, и птицам" .
К институтам естественного права Ульпиан относит, в частности, брак и воспитание детей.
Рассматривая
древних мыслителей в целом можно предположить, что уровень социального развития общества не позволял выделить такие фундаментальные права, как право на жизнь, достоинство личности, личную неприкосновенность и соответственно признать право на них за всеми людьми.
6 См.: Нерсесянц B.C.
Указ.
соч.
С.
423.
7Дигесты Юстиниана // Памятники римского права.
М., 1997.
С.
158.


[стр.,17]

В эпоху средневековья концепция естественных прав обогатилась незначительно.
В данный период господствовало теологическое представление о государстве и праве.
Интеллектуальное развитие было сковано религиозными догмами.
Временем естественного права, в сегодняшнем его понимании, можно назвать эпоху нового времени .
В постепенной универсализации положений о правах человека существенную роль играли представления о
прирождённых и неотчуждаемых, естественных правах человека.
Эти права не только должны сохраняться на уровне государственности, но и должны быть признаны и гарантированы публичными властями и законами.
Новая рационалистическая теория естественного права была разработана в трудах Г.
Гроция, Б.
Спинозы, Д.
Локка, Ш.
Монтескье, Т.
Пейна и других мыслителей.
Они обосновали новое представление о правах и свободах личности, о необходимости господства права в отношениях между индивидом и государством.
Одним из важных составных элементов нового представления о естественных правах человека и их соблюдении в государственном состоянии была концепция общественного договора, которая представлялась как основа происхождения государства.
По данному договору люди передали часть своих прав государству.
Можно предположить, что именно с этого момента встала проблема взаимоотношения личности и государства.
"Государство есть совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения прав и общей пользы" .
Особый вклад в развитие теории естественного права внёс английский философ Т.
Гоббс.
Концепция естественного права Гоббса сводится к одному — свободе человека.
Гоббс различал естественное право и естественный закон.
Под естественным правом он понимал свободу всякого человека использовать 8 См., например: История политических учений: Учебник / Под ред.
С.Ф.
Кечекьяна и Г.И.
Федькина.
М., 1995.
С.
189-191; История политических и правовых учений: Домарксистский период: Учебник / Под ред.
О.Э.
Лейста.
М., 1991.
С.
203-205; Нерсесянц B.C.

Философия права: Учебник.
М., 1997.
С.
448-510.
9 Гроций Г.
О праве войны и мира.
М., 1956.
С.
74.
17

[Back]