Проверяемый текст
Антипова, Галина Владимировна. Система личных прав человека : Конституционно-правовой аспект (Диссертация 2002)
[стр. 40]

40 ных и неотчуждаемых, естественных правах человека.
Эти права не только должны сохраняться на уровне государственности, но и должны быть признаны и гарантированы публичными властями и законами.
Новая рационалистическая теория естественного права была разработана в трудах Г.
Гроция, Б.
Спинозы, Д.
Локка, Ш.
Монтескье, Т.
Пейна и других мыслителей.
Они обосновали новое представление о правах и свободах личности, о необходимости господства права в отношениях между индивидом и государством.
Одним из важных составных элементов нового представления о естественных правах человека и их соблюдении в государственном состоянии была концепция общественного договора, которая представлялась как основа происхождения государства.
По данному договору люди передали часть своих прав государству.
Можно предположить, что именно с этого момента встала проблема взаимоотношения личности и государства.
«Государство есть совершенный союз свободных людей,
заключенный ради соблюдения прав и общей пользы» .
Особый вклад в развитие теории естественного права
внес английский философ Т.
Гоббс.
Его концепция естественного права сводится к одному —" свободе человека.
Гоббс различал естественное право и естественный закон.
Под естественным правом он понимал свободу всякого человека использовать
собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей «собственной природы», т.е.
собственной жизни, и, следовательно, свободу делать
все то, что, по его суждению, является наиболее подходящим для этого .
Согласно теории естественного права люди обладают
прирожденными и неотъемлемыми правами, прежде всего такими, как право на жизнь и личную безопасность.
Государство возникло
путем соглашения между людьми и рассматривалось как гарант мирной жизни граждан.
Кроме этого, оно было призвано защищать людей от произвола и насилия.

Гроций Г.
О праве войны и мира.
М., 1956.
С.
74.

2См.: Гоббс Т.
Избранные произведения: В 2 т.
М., 1964.
Т.
1.
С.
98.
[стр. 17]

В эпоху средневековья концепция естественных прав обогатилась незначительно.
В данный период господствовало теологическое представление о государстве и праве.
Интеллектуальное развитие было сковано религиозными догмами.
Временем естественного права, в сегодняшнем его понимании, можно назвать эпоху нового времени .
В постепенной универсализации положений о правах человека существенную роль играли представления о прирождённых и неотчуждаемых, естественных правах человека.
Эти права не только должны сохраняться на уровне государственности, но и должны быть признаны и гарантированы публичными властями и законами.
Новая рационалистическая теория естественного права была разработана в трудах Г.
Гроция, Б.
Спинозы, Д.
Локка, Ш.
Монтескье, Т.
Пейна и других мыслителей.
Они обосновали новое представление о правах и свободах личности, о необходимости господства права в отношениях между индивидом и государством.
Одним из важных составных элементов нового представления о естественных правах человека и их соблюдении в государственном состоянии была концепция общественного договора, которая представлялась как основа происхождения государства.
По данному договору люди передали часть своих прав государству.
Можно предположить, что именно с этого момента встала проблема взаимоотношения личности и государства.
"Государство есть совершенный союз свободных людей,
заключённый ради соблюдения прав и общей пользы" .
Особый вклад в развитие теории естественного права
внёс английский философ Т.
Гоббс.
Концепция естественного права Гоббса сводится к одному — свободе человека.
Гоббс различал естественное право и естественный закон.
Под естественным правом он понимал свободу всякого человека использовать
8 См., например: История политических учений: Учебник / Под ред.
С.Ф.
Кечекьяна и Г.И.
Федькина.
М., 1995.
С.
189-191; История политических и правовых учений: Домарксистский период: Учебник / Под ред.
О.Э.
Лейста.
М., 1991.
С.
203-205; Нерсесянц B.C.
Философия права: Учебник.
М., 1997.
С.
448-510.
9 Гроций Г.
О праве войны и мира.
М., 1956.
С.
74.

17

[стр.,18]

собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей "собственной природы", т.
е.
собственной жизни, и, следовательно, свободу делать
всё то, что, по его суждению, является наиболее подходящим для этого .
Согласно теории естественного права люди обладают
прирождёнными и неотъемлемыми правами, прежде всего такими, как право на жизнь и личную безопасность.
Государство возникло
путём соглашения между людьми и рассматривалось как гарант мирной жизни граждан.
Кроме этого, оно было призвано защищать людей от произвола и насилия.

Естественный закон —есть предписание, или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к её сохранению, и пренебрегать тем, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни .
Можно сказать, что естественный закон это обязанность, которую должен выполнять человек.
Гоббс полагал, что людям присущ главный естественный закон — жить друг с другом в мире.
Этот закон они реализуют в виде неписаного общественного договора.
Суть договора в том, что каждый человек передаёт государству часть своей свободы для того, чтобы суверен обеспечивал в обществе порядок и спокойствие.
Однако "имеются некоторые права, о которых нельзя полагать, чтобы кто-нибудь мог уступить их или передать словами или знаками.
Прежде всего, человек не может отказываться от права оказывать сопротивление.
И, наконец, мотивом и целью при отречении от права, или отчуждения его, является гарантия безопасности человеческой личности, т.е.
сохранение жизни и обеспечение средств такого сохранения жизни, при 17 котором последняя не стала бы тяжёлой .
Отсюда можно сделать вывод о том, что в качестве основных естественных прав, Гоббс считал стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей.
Трактовка естественного права Б.
Спинозой сводится к законам приро10См.: Гоббс Т.
Сочинения.
М., 1991.
Т.
2.
С.
98.
См.: Там же.
12Гоббс Т.
Сочинения.
М., 1991.
Т.
2.
С.
101.

[Back]