Проверяемый текст
Антипова, Галина Владимировна. Система личных прав человека : Конституционно-правовой аспект (Диссертация 2002)
[стр. 41]

41 г«ЛЯЯСИ!1склп г о с у д а р с т в е н н а я ЕУ^ЛИОТСКА Естественный закон есть предписание, или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и пренебрегать тем, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни .
Можно сказать, что естественный закон это обязанность, которую должен выполнять человек.
Гоббс полагал, что людям присущ главный естественный закон жить друг с другом в мире.
Этот закон они реализуют в виде неписаного общественного договора.
Суть договора в том, что каждый человек
передает государству часть своей свободы для того, чтобы суверен обеспечивал в обществе порядок и спокойствие.
Однако «имеются некоторые права, о которых нельзя полагать, чтобы кто-нибудь мог уступить их или передать словами или знаками.
Прежде всего, человек не может отказываться от права оказывать сопротивление.
И, наконец, мотивом и целью при отречении от права, или отчуждения его, является гарантия безопасности человеческой личности,
сохранения котором последняя не стала бы тяжелой» .
Отсюда можно сделать вывод о том, что основным естественным правом, Гоббс считал стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей.
Трактовка естественного права Б.
Спинозой сводится к законам
природы это, во-первых, «божественные законы», раскрытые человеком; вовторых, это суть самой природы.
По мнению Спинозы, «естественное право каждого в гражданском состоянии не прекращается, поскольку и в естественном, и в гражданском состоянии человек действует по законам своей природы, сообразуется со своей пользой, побуждается страхом или надеждой.
Полное лишение людей их
естественных прав привело бы к тираническому правлению» .
1См.: Гоббс Т.
Указ.
соч.
С.
98.
2Там же.
С.
101.Л Спиноза Б Избранные произведения.
М., 1957.
С.
300
[стр. 18]

собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей "собственной природы", т.
е.
собственной жизни, и, следовательно, свободу делать всё то, что, по его суждению, является наиболее подходящим для этого .
Согласно теории естественного права люди обладают прирождёнными и неотъемлемыми правами, прежде всего такими, как право на жизнь и личную безопасность.
Государство возникло путём соглашения между людьми и рассматривалось как гарант мирной жизни граждан.
Кроме этого, оно было призвано защищать людей от произвола и насилия.
Естественный закон —есть предписание, или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к
её сохранению, и пренебрегать тем, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни .
Можно сказать, что естественный закон это обязанность, которую должен выполнять человек.
Гоббс полагал, что людям присущ главный естественный закон — жить друг с другом в мире.
Этот закон они реализуют в виде неписаного общественного договора.
Суть договора в том, что каждый человек
передаёт государству часть своей свободы для того, чтобы суверен обеспечивал в обществе порядок и спокойствие.
Однако "имеются некоторые права, о которых нельзя полагать, чтобы кто-нибудь мог уступить их или передать словами или знаками.
Прежде всего, человек не может отказываться от права оказывать сопротивление.
И, наконец, мотивом и целью при отречении от права, или отчуждения его, является гарантия безопасности человеческой личности,
т.е.
сохранение жизни и обеспечение средств такого сохранения жизни, при 17 котором последняя не стала бы тяжёлой .
Отсюда можно сделать вывод о том, что в качестве основных естественных прав, Гоббс считал стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей.
Трактовка естественного права Б.
Спинозой сводится к законам
приро10См.: Гоббс Т.
Сочинения.
М., 1991.
Т.
2.
С.
98.
См.: Там же.
12Гоббс Т.
Сочинения.
М., 1991.
Т.
2.
С.
101.


[стр.,19]

ды —это, во-первых, "божественные законы", раскрытые человеком; во вторых, это суть самой природы.
По мнению Спинозы "естественное право каждого в гражданском состоянии не прекращается, поскольку и в естественном, и в гражданском состоянии человек действует по законам своей природы, сообразуется со своей пользой, побуждается страхом или надеждой.
Полное лишение людей их
ес1^ тественных прав привело бы к тираническому правлению" .
По своим правовым воззрениям Спиноза очень близок к Гоббсу.
Спиноза также считает, что для того, чтобы жить в безопасности и наилучшим образом, люди должны были войти в соглашение, и потому сделали так, что они коллективно обладают правом, которое каждый от природы имел на всё, и что оно больше не определяется на основании силы и желания каждого, но основывается на мощи и власти всех вместе .
По мнению Спинозы, государство, которому передаются права на основе общественного договора, не может быть "абсолютистским".
Некоторые права человека являются неотъемлемыми, т.к., отказываясь от них, человек перестаёт быть человеком.
Цель государства —это не деспотизм, а свобода.
Задача государства состоит в том, чтобы создать условия для выполнения людьми своих обязанностей в безопасной обстановке, чтобы они свободно пользовались своим разумом.
Дру* гими словами, Спиноза создал теорию государства, которое представляло бы всем свободу жить и мыслить.
"...В свободном государстве каждому можно думать то, что он хочет, и говорить то, что он думает" .
Спиноза рассматривал вопрос и о пределах полномочий государства во взаимоотношениях с подданными.
Мощь и право государства имеет свои пределы.
Эти пределы определяются следующим образом.
Во-первых, предел власти обусловлен самой мощью и правом государства.
Сила государства состоит не в том, чтобы творить произвол, а в осуществлении того, что по13 Спиноза Б.
Избранные произведения.
М., 1957.
Т.
2.
С.
300.
14См.: Спиноза Б.
Богословско-политический трактат.
М., 1998.
С.
314.
Спиноза Б.
Богословско-политический трактат.
М., 1998.
С.
391.

[Back]