Проверяемый текст
Антипова, Галина Владимировна. Система личных прав человека : Конституционно-правовой аспект (Диссертация 2002)
[стр. 42]

По своим правовым воззрениям Спиноза очень близок к Гоббсу.
Спиноза также считает, что для того, чтобы жить в безопасности и наилучшим образом, люди должны были войти в соглашение и потому сделали так, что они коллективно обладают правом, которое каждый от природы имел на
все, и что оно больше не определяется на основании силы и желания каждого, но основывается на мощи и власти всех вместе1.
По мнению Спинозы, государство, которому передаются права на основе общественного договора, не может быть «абсолютистским».
Некоторые права человека являются неотъемлемыми, т.к., отказываясь от них, человек
перестает быть человеком.
Цель государства это не деспотизм, а свобода.
Задача государства состоит в том, чтобы создать условия для выполнения людьми своих обязанностей в безопасной обстановке, чтобы они свободно пользовались своим разумом.
Другими словами, Спиноза создал теорию государства, которое
предоставляло бы всем свободу жить и мыслить.
«...В свободном государстве каждому можно думать то, что он хочет, и говорить то, что он думает» .
Спиноза рассматривал вопрос и о пределах полномочий государства во взаимоотношениях с подданными.
Мощь и право государства
имеют свои пределы и определяются следующим образом.
Во-первых, предел власти обусловлен самой мощью и правом государства.
Сила государства состоит не в том, чтобы творить произвол, а в осуществлении того, что
полезно для всех людей.
В пределах необходимости, которая присуща его природе, государство свободно.
Если государство
идет против своей природы, изменяет себе, то в этом смысле оно совершает преступление по естественному праву.
Таким образом, государство нарушаетте правила, которые должно соблюдать ради самого себя.
Во-вторых, предел власти государства обусловлен природой самих людей.
Подданные признают право государства лишь в той мере, в какой они боятся с его стороны насилия.
Отсюда следует, что
все то, к чему государстСм.: Спиноза Б Богословско-политический трактат.
М., 1998.
С.
314.

2Там же.
С.
391.
42
[стр. 19]

ды —это, во-первых, "божественные законы", раскрытые человеком; во вторых, это суть самой природы.
По мнению Спинозы "естественное право каждого в гражданском состоянии не прекращается, поскольку и в естественном, и в гражданском состоянии человек действует по законам своей природы, сообразуется со своей пользой, побуждается страхом или надеждой.
Полное лишение людей их ес1^ тественных прав привело бы к тираническому правлению" .
По своим правовым воззрениям Спиноза очень близок к Гоббсу.
Спиноза также считает, что для того, чтобы жить в безопасности и наилучшим образом, люди должны были войти в соглашение, и потому сделали так, что они коллективно обладают правом, которое каждый от природы имел на
всё, и что оно больше не определяется на основании силы и желания каждого, но основывается на мощи и власти всех вместе .
По мнению Спинозы, государство, которому передаются права на основе общественного договора, не может быть "абсолютистским".
Некоторые права человека являются неотъемлемыми, т.к., отказываясь от них, человек
перестаёт быть человеком.
Цель государства —это не деспотизм, а свобода.
Задача государства состоит в том, чтобы создать условия для выполнения людьми своих обязанностей в безопасной обстановке, чтобы они свободно пользовались своим разумом.
Дру* гими словами, Спиноза создал теорию государства, которое
представляло бы всем свободу жить и мыслить.
"...В свободном государстве каждому можно думать то, что он хочет, и говорить то, что он думает" .
Спиноза рассматривал вопрос и о пределах полномочий государства во взаимоотношениях с подданными.
Мощь и право государства
имеет свои пределы.
Эти пределы определяются следующим образом.
Во-первых, предел власти обусловлен самой мощью и правом государства.
Сила государства состоит не в том, чтобы творить произвол, а в осуществлении того, что
по13 Спиноза Б.
Избранные произведения.
М., 1957.
Т.
2.
С.
300.
14См.: Спиноза Б.
Богословско-политический трактат.
М., 1998.
С.
314.

Спиноза Б.
Богословско-политический трактат.
М., 1998.
С.
391.


[стр.,20]

лезно для всех людей.
В пределах необходимости, которая присуща его природе, государство свободно.
Если государство
идёт против своей природы, изменяет себе, то в этом смысле оно совершает преступление по естественному праву.
Таким образом, государство нарушает те правила, которые должно соблюдать ради самого себя.
Во-вторых, предел власти государства обусловлен природой самих людей.
Подданные признают право государства лишь в той мере, в какой они боятся с его стороны насилия.
Отсюда следует, что
всё то, к чему государство не может принудить своих подданных, не относится к его праву.
Речь идёт о естественных правах, которые вообще нельзя передавать государству.
В-третьих, предел власти государства обусловлен мощью народа.
Государство обязано считаться с мнением народа.
Идеи зарождающегося либерализма нашли своё обоснование в философско-правовом учении Д.
Локка.
В учении Локка идеи естественного права получают свою интерпретацию в духе утверждения неотчуждаемых прав и свобод личности.
По Локку, в догосударственном, т.
е.
естественном, состоянии действует естественный закон (закон природы).
Закон природы является выражением разумности человеческой природы и "требует мира и безопасности для всего человечества"16.
Человек в естественном состоянии, в соответствии с требованиями разума, преследует свои интересы и отстаивает "своё" свою жизнь, свободу и собственность.
Отстаивая эти блага, человек стремится не навредить другому человеку.
Локк обозначает совокупность основных прав человека как право собственности.
Другими словами, право на "своё", собственное.
Каждый человек по закону природы имеет право отстаивать "свою собственность, т.е.
свою 17жизнь, свободу и имущество” .
Однако естественное состояние имеет свои недостатки.
Для преодоления этих недостатков заключается общественный договор об учреждении государства.
Великой и главной целью объединения 16Локк Д.
Избранные философские произведения.
М., 1960.
Т.
2.
С.
8.
17Там же.
С.
50.

[Back]