44 >* «• »V нения людей в государство и передачи себя под власть правительства является обеспечение за каждым человеком его естественных прав на собственность. И все же по данному договору люди не отказываются от своих основных естественных прав, а сам закон природы продолжает действовать и в государственном состоянии. Наиболее интересную трактовку концепции естественного права дал французский мыслитель Ж.-Ж. Руссо. В соответствии с его теорией все люди в естественном состоянии рождаются свободными и равными. С появлением частной собственности, а значит и социального неравенства начинается борьба между социальными группами. Выход Руссо видит в заключении общественного договора о создании государства. Но в отношении прав и свобод индивида в концепции Руссо имеются некоторые противоречия. С одной стороны, Руссо говорит «о полном отчуждении каждого из членов ассоциации со всеми его правами в пользу всей общины» . В противном случае каж* дому захотелось бы стать сильнейшим (старшим) над всеми, что привело бы к естественному состоянию. Из сказанного следует, что Руссо отвергает идею неотчуждаемых естественных прав индивида. С другой стороны, Руссо утверждает: «Отказаться от своей свободы это значит отречься от своего человеческого достоинства, от прав человеческой природы, даже от ее обязанностей. Подобный отказ несовместим с природою человека; лишить человека свободы воли значит, лишить его действия какой бы то ни было нравственности» . Такое противоречие Руссо решает следующим образом: то, что отчуждается у индивида в виде естественных прав и свобод, возмещается ему в виде договорно-установленных (позитивных) прав и свобод. Итак, происходит обмен естественного образа жизни на гражданский образ жизни. При этом, 1См.: ЛоккДж Указ. соч. Т. 2. С. 72. 2 Руссо Ж -Ж Об общественном договоре, или Принципы политического права: Трактаты. М., 1969. С. 161. 3Там же. С. 156. |
людей в государство и передачи себя под власть правительства является обеспечение за каждым человеком его естественных прав на собственность. И всё же по данному договору люди не отказываются от своих основных естественных прав, а сам закон природы продолжает действовать и в государственном состоянии. Наиболее интересную трактовку концепции естественного права дал французский мыслитель Ж.Ж. Руссо. В соответствии с его теорией все люди в естественном состоянии рождаются свободными и равными. С появлением частной собственности, а значит и социального неравенства начинается борьба между социальными группами. Выход Руссо видит в заключение общественного договора о создании государства. Но в отношении прав и свобод индивида в концепции Руссо имеются некоторые противоречия. С одной стороны, Руссо говорит "о полном отчуждении каждого из членов ассоциации со всеми его правами в пользу всей общины . В противном случае каждому захотелось бы стать сильнейшим (старшим) над всеми, что привело бы к естественному состоянию. Из сказанного следует, что Руссо отвергает идею неотчуждаемых естественных прав индивида. С другой стороны, Руссо утверждает: "отказаться от своей свободы — это значит отречься от своего человеческого достоинства, от прав человеческой природы, даже от ее обязанностей. Подобный отказ несовместим с природою человека; лишить человека свободы воли —значит, лишить его дейст20 вия какой бы то ни было нравственности . Такое противоречие Руссо решает следующим образом: то, что отчуждается у индивида в виде естественных прав и свобод, возмещается ему в виде договорно-установленных (позитивных) прав и свобод. Итак, происходит обмен естественного образа жизни на гражданский образ жизни. При этом, 18 См.: Там же. С. 72. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права: Трактаты. М., 1969. С. 161. Л Л Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права: Трактаты. М., 1969. С. 156. 21 |