48 текают из нее. Согласно учению Б.Н. Чичерина человеческая свобода это явление не природное, а историческое, т.е. свобода гражданская. Б.Н. Чичерин полагал, что свобода как «естественное право» только тогда станет правом, когда она будет признана законом. «Учение о неотчуждаемых и ненарушенных правах человека, которые государство должно только охранять, но которых оно не смеет касаться, есть учение анархическое. В здравой теории так же, как и в практике, свобода только тогда становится правом, когда она признается законом, а установление закона принадлежит государству» . Идею человеческой солидарности выдвинул известный социолог и историк М.М. Ковалевский. М.М. Ковалевский признает, что право и государство вытекают из одного источника, преследуют одну задачу и отвечают одной и той же потребности человеческой солидарности. Требования, которые предъявляет человеческая солидарность, изменчивы и непостоянны. И с этим нельзя не согласиться. Эти требования в зависимости от различных обстоятельств предполагают то большую самостоятельность индивидов, то большую опеку над ними. В своей эволюции государство представляет постоянное расширение сферы индивидуальной само2 деятельности . Таким образом, перечень личных прав постепенно дополняется. * Изложенная концепция М.М. Ковалевского представляет собой компромисс между двумя резко противоположными доктринами: доктриной позитивизма и доктриной естественного права. Основной идеей философско-правовой позиции П.И. Новгородцева являлась необходимость возрождения естественного права. Согласно П.И. Новгородцеву, чтобы внедрить нравственные идеалы в позитивизм, необходимо «возрождение естественного права с его априорной 1Чичерин Б //. Собственность и государство: В 8 т. М., 1883. Т. 2. С. 301-302. 2См.: Ковалевский Л/Л/ Учения о личных правах. М., 1906. С. 6. |
Б.Н. Чичерин полагал, что свобода, как "естественное право", только тогда станет правом, когда она будет признана законом. "Учение о неотчуждаемых и ненарушенных правах человека, которые государство должно только охранять, но которых оно не смеет касаться, есть учение анархическое. В здравой теории, так же как и в практике, свобода только тогда становится правом, когда 3 1 она признается законом, а установление закона принадлежит государству . Идею человеческой солидарности выдвинул известный социолог и историк М.М. Ковалевский. М.М. Ковалевский признает, что право и государство вытекают из одного источника, преследуют одну задачу и отвечают одной и той же потребности —человеческой солидарности. Требования, которые предъявляет человеческая солидарность, изменчивы и непостоянны. И с этим нельзя не согласиться. Эти требования, в зависимости от различных обстоятельств, предполагают то большую самостоятельность индивидов, то большую опеку над ними. В своей эволюции государство представляет постоянное расширение сферы индивидуальной самодеятельности . Таким образом, перечень личных прав постепенно дополняется. Изложенная концепция М.М. Ковалевского представляет собой компромисс между двумя резко противоположными доктринами: доктриной позитивизма и доктриной естественного права. Основной идеей философско-правовой позиции П.И. Новгородцева являлась необходимость возрождения естественного права. Согласно П.И. Новгородцеву, чтобы внедрить нравственные идеалы в позитивизм, необходимо "возрождение естественного права с его априорной методой, с идеальными стремлениями, с признанием самостоятельного зна33 чения за нравственным началом и нормативным рассмотрением . 31 Чичерин Б.Н. Собственность и государство. 4.2. М., 1883. С. 301-302. См.: Ковалевский М.М. Учения о личных правах. М., 1906. С. 6. 33 Новгородцев П.И. Из лекций по общей теории права. Часть методологическая. М., 1904. С. 12. |