49 методой, с идеальными стремлениями, с признанием самостоятельного значения за нравственным началом и нормативным рассмотрением» . Он полагал, что естественное право противопоставляется праву положительному как идеал для последнего, «создаваемый ввиду недостатков и несовершенств положительных установлений» . В силу того, что положительный закон отстает от движения истории, возникают конфликты между старыми порядками и новыми стремлениями. «Из этих конфликтов и зарождается обыкновенно естественное право как требование реформ и изменений *5 в существующем строе» . Итак, с развитием общества у человека появляются все новые и новые права. Соответственно между государством и индивидом может возникнуть конфликт, который связан с признанием этих прав за личностью. Из такого конфликта и будет зарождаться естественное право. Именно оно будет одним из требований реформ в уже существующем строе. Философскую позицию христианского персонализма разработал Н.А. Бердяев. В центре его учений стояла проблема свободы. Основное место в концепции естественного права у Н.А. Бердяева занимает идея об абсолютных и неотчуждаемых правах человека. Данные права имеют божественное происхождение, т.е. человека наделяет естественными правами Бог, а не природа, общество или государство. В иерархии ценностей ценность личности выше ценности государства: личность принадлежит вечности, несет в себе образ и подобие Бога, а государство принадлежит времени. Личность и государство находятся в разных кругах бытия, но эти круги «соприкасаются в небольшом отрезке»4. В этом столкновении абсолютные неотчуждаемые права человека противопоставляются суверенитету государства. H.A. Бердяев признает верховенство личности и ее неотчуждаемых прав, а суверенитет любой власти он отри1 Новгородцев II.II. Из лекций по общей теории права. Часть методологическая. М., 1904. С. 12.'у Новгородцев П.И Лекции по истории философии права. Учения нового времени. XVI-XIX вв. Изд. 3-е. М., 1914. С. 111. Там же. Бердяев НЛ. О назначении человека. М., 1993. С. 174. 4 |
Б.Н. Чичерин полагал, что свобода, как "естественное право", только тогда станет правом, когда она будет признана законом. "Учение о неотчуждаемых и ненарушенных правах человека, которые государство должно только охранять, но которых оно не смеет касаться, есть учение анархическое. В здравой теории, так же как и в практике, свобода только тогда становится правом, когда 3 1 она признается законом, а установление закона принадлежит государству . Идею человеческой солидарности выдвинул известный социолог и историк М.М. Ковалевский. М.М. Ковалевский признает, что право и государство вытекают из одного источника, преследуют одну задачу и отвечают одной и той же потребности —человеческой солидарности. Требования, которые предъявляет человеческая солидарность, изменчивы и непостоянны. И с этим нельзя не согласиться. Эти требования, в зависимости от различных обстоятельств, предполагают то большую самостоятельность индивидов, то большую опеку над ними. В своей эволюции государство представляет постоянное расширение сферы индивидуальной самодеятельности . Таким образом, перечень личных прав постепенно дополняется. Изложенная концепция М.М. Ковалевского представляет собой компромисс между двумя резко противоположными доктринами: доктриной позитивизма и доктриной естественного права. Основной идеей философско-правовой позиции П.И. Новгородцева являлась необходимость возрождения естественного права. Согласно П.И. Новгородцеву, чтобы внедрить нравственные идеалы в позитивизм, необходимо "возрождение естественного права с его априорной методой, с идеальными стремлениями, с признанием самостоятельного зна33 чения за нравственным началом и нормативным рассмотрением . 31 Чичерин Б.Н. Собственность и государство. 4.2. М., 1883. С. 301-302. См.: Ковалевский М.М. Учения о личных правах. М., 1906. С. 6. 33 Новгородцев П.И. Из лекций по общей теории права. Часть методологическая. М., 1904. С. 12. Он полагал, что естественное право противопоставляется праву полочному как идеал для последнего, "создаваемый ввиду недостатков и ми 34 несовершенств положительных установлений" . В силу того, что положительный закон отстает от движения истории, возникают конфликты между старыми порядками и новыми стремлениями. "Из этих конфликтов и зарождается обыкновенно естественное право как требование реформ и изменений -3 с в существующем строе" . Итак, с развитием общества у человека появляются все новые и новые права. Соответственно, между государством и индивидом может возникнуть конфликт, который связан с признанием этих прав за личностью. Из такого конфликта и будет зарождаться естественное право. Именно оно будет одним из требований реформ в уже существующем строе. Философскую позицию христианского персонализма разработал H.A. Бердяев. В центре учений H.A. Бердяева стояла проблема свободы. Основное место в концепции естественного права у H.A. Бердяева занимает идея об абсолютных и неотчуждаемых правах человека. Данные права имеют божественное происхождение, т.е. человека наделяет естественными правами Бог, а не природа, общество или государство. В иерархии ценностей ценность личности выше ценности государства: личность принадлежит вечности, несет в себе образ и подобие Бога, а государство принадлежит времени. Личность и государство находятся в разных кругах бытия, но эти круги "соприкасаются в небольшом отЛ/ резке" . В этом столкновении абсолютные неотчуждаемые права человека противопоставляются суверенитету государства. H.A. Бердяев признает верховенство личности и ее неотчуждаемых прав, а суверенитет любой власти он отрицает. Любое государство должно признать свободу человеческой личности, которая принадлежит человеку как духовному существу. "Эта основная истина о свободе находила свое отражение в учении о естественном праве, о правах человека, не зависящих от государства, о свободе не только как свободе в общест34 Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права. Учения нового времени. XVIXIX вв. Изд. 3. М., 1914. С. 111. 35 Там же. 36 Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993. С. 174. |