Проверяемый текст
Антипова, Галина Владимировна. Система личных прав человека : Конституционно-правовой аспект (Диссертация 2002)
[стр. 50]

50 цает.
Любое государство должно признать свободу человеческой личности, которая принадлежит человеку как духовному существу.
«Эта основная истина о свободе находила свое отражение в учении о естественном праве, о правах человека, не зависящих от государства, о свободе не только как свободе в
обществе, но и свободе от общества, безграничного в своих притязаниях» , Под правом H.A.
Бердяев понимает лишь духовные неотчуждаемые права человека
—«субъективные права человеческой личности» , свобода духа, свобода совести, свобода мысли и слова.
Эти неотчуждаемые субъективные права и свободы он
называет также «идеальным правом» .
Концепция естественных прав человека имеет ряд положительных и отрицательных аспектов.
Рассмотрев в общем виде теорию естественного права, можно предположить, что ценность данной концепции состоит в опоре на нравственные принципы, на такие основополагающие категории, как свобода, справедливость и человеческое достоинство.
Такие права, как свобода мысли, совести, религии, убеждений, нельзя рассматривать как привилегии, предоставленные государством.
Иначе говоря, их предоставление не зависит от благорасположения государства.
Исходя из концепции естественного права государство не может «поднять руку» на
права, свободы и собственности, данные человеку при рождении.
Верховенство государства по отношению к этим правам является ограниченным.
Личные права имеют независимый от государства источник и так же мало могут быть созданы, как и отменены законами, исходящими от него.
Однако концепция естественных прав является весьма уязвимой.
Так, возникает ряд вопросов, ответы на которые не бесспорны.
Какие права отнести к естественным; каков их объем; как гарантировать охрану того, что материально не закреплено? Чаще всего под естественными понимаются личные права, на что и указывается в международных документах прошлого и настоящего времени.

1Бердяев H.A.
Царство духа и царство Кесаря.
М., 1995.
С.
307.

Бердяев Н.А О назначении человека.
С.
175.
3Там же.
С.
172.
[стр. 26]

Он полагал, что естественное право противопоставляется праву полочному как идеал для последнего, "создаваемый ввиду недостатков и ми 34 несовершенств положительных установлений" .
В силу того, что положительный закон отстает от движения истории, возникают конфликты между старыми порядками и новыми стремлениями.
"Из этих конфликтов и зарождается обыкновенно естественное право как требование реформ и изменений -3 с в существующем строе" .
Итак, с развитием общества у человека появляются все новые и новые права.
Соответственно, между государством и индивидом может возникнуть конфликт, который связан с признанием этих прав за личностью.
Из такого конфликта и будет зарождаться естественное право.
Именно оно будет одним из требований реформ в уже существующем строе.
Философскую позицию христианского персонализма разработал H.A.
Бердяев.
В центре учений H.A.
Бердяева стояла проблема свободы.
Основное место в концепции естественного права у H.A.
Бердяева занимает идея об абсолютных и неотчуждаемых правах человека.
Данные права имеют божественное происхождение, т.е.
человека наделяет естественными правами Бог, а не природа, общество или государство.
В иерархии ценностей ценность личности выше ценности государства: личность принадлежит вечности, несет в себе образ и подобие Бога, а государство принадлежит времени.
Личность и государство находятся в разных кругах бытия, но эти круги "соприкасаются в небольшом отЛ/ резке" .
В этом столкновении абсолютные неотчуждаемые права человека противопоставляются суверенитету государства.
H.A.
Бердяев признает верховенство личности и ее неотчуждаемых прав, а суверенитет любой власти он отрицает.
Любое государство должно признать свободу человеческой личности, которая принадлежит человеку как духовному существу.
"Эта основная истина о свободе находила свое отражение в учении о естественном праве, о правах человека, не зависящих от государства, о свободе не только как свободе в
общест34 Новгородцев П.И.
Лекции по истории философии права.
Учения нового времени.
XVIXIX вв.
Изд.
3.
М., 1914.
С.
111.
35 Там же.
36 Бердяев H.A.
О назначении человека.
М., 1993.
С.
174.


[стр.,27]

ве, но и свободе от общества, безграничного в своих притязаниях .
Под правом
Н.А.
Бердяев понимает лишь духовные неотчуждаемые права человека —
"субъективные права человеческой личности , свобода духа, свобода совести, свобода мысли и слова.
Эти неотчуждаемые субъективные права и свободы он
4Q называет также идеальным правом .
Концепция естественных прав человека имеет ряд положительных и отрицательных аспектов.
Рассмотрев в общем виде теорию естественного права, можно предположит, что ценность данной концепции состоит в опоре на нравственные принципы, на такие основополагающие категории, как свобода, справедливость и человеческое достоинство.
Такие права, как свобода мысли, совести, религии, убеждений, нельзя рассматривать как привилегии, предоставленные государством.
Иначе говоря, их предоставление не зависит от благорасположения государства.
Исходя из концепции естественного права, государство не может "поднять руку" на
прирожденные человеку права, свободы и собственности.
Верховенство государства по отношению к этим правам является ограниченным.
Личные права имеют независимый от государства источник и так же мало могут быть созданы, как и отменены законами, исходящими от него.
Однако концепция естественных прав является весьма уязвимой.
Так, возникает ряд вопросов, ответы на которые не бесспорны.
Какие права отнести к естественным; каков их объем; как гарантировать охрану того, что материально не закреплено? Чаще всего под естественными понимаются личные права, на что и указывается в международных документах прошлого и настоящего времени.

В конституциях современных государств значительно расширен перечень основных прав и свобод.
В этот перечень включаются социальные, экономические, культурные и иные права, в связи с чем определение естественных Бердяев H.A.
Царство духа и царство Кесаря.
М., 1995.
С.
307.

38 Бердяев H.A.
О назначении человека.
М., 1993.
С.
175.
39 Там же.
С.
172.
27 47

[Back]