Проверяемый текст
Антипова, Галина Владимировна. Система личных прав человека : Конституционно-правовой аспект (Диссертация 2002)
[стр. 51]

51 В конституциях современных государств значительно расширен перечень основных прав и свобод.
В этот перечень включаются социальные, экономические, культурные и иные права, в связи с чем определение естественных
прав становится еще более сложным.
Естественное право категория абстрактная по отношению к действующей в обществе правовой системе.
Естественное право является нравственным идеалом, который меняется от эпохи к эпохе.
Концепция естественных прав по-разному оценивалась как в прошлом, так и в настоящее время.
Пожалуй, наиболее рьяными противниками данной концепции называют марксистов.
Думается, что это глубочайшее заблуждение.
Если все учение марксизма сводится к полному освобождению и раскрепощению человека, к требованию создания условий, позволяющих в полной мере проявить человеку самого себя как высшего одухотворенного существа, то в той мере, каковым в действительности является естественное право, можно с уверенностью считать марксистов самыми ярыми поборниками осуществления естественного права, а также требований справедливости на современном этапе развития человечества.
В то же время нельзя отбросить
обстоятельство, что естественные требования справедливости воплощаются не сами по себе, а опосредуются правотворческой деятельностью государства.
Но дистанция между естественными требованиями и законотворческой деятельностью государства, как показывает практика, огромна.
Марксизм признает дозаконотворческое происхождение прав человека, но трактует их историко-материалистически —как специфическое качество личности, которая реализует себя в совокупности общественных отношений.
Государство гарантирует, а не создает права личности.
Естественные права порождаются социальной природой человека, т.к.
человек рождается в обществе.
С позиции марксизма естественные права человека это не вечные права, свойственные неизменной человеческой природе, а результат социально
[стр. 27]

ве, но и свободе от общества, безграничного в своих притязаниях .
Под правом Н.А.
Бердяев понимает лишь духовные неотчуждаемые права человека — 4Х "субъективные права человеческой личности , свобода духа, свобода совести, свобода мысли и слова.
Эти неотчуждаемые субъективные права и свободы он 4Q называет также идеальным правом .
Концепция естественных прав человека имеет ряд положительных и отрицательных аспектов.
Рассмотрев в общем виде теорию естественного права, можно предположит, что ценность данной концепции состоит в опоре на нравственные принципы, на такие основополагающие категории, как свобода, справедливость и человеческое достоинство.
Такие права, как свобода мысли, совести, религии, убеждений, нельзя рассматривать как привилегии, предоставленные государством.
Иначе говоря, их предоставление не зависит от благорасположения государства.
Исходя из концепции естественного права, государство не может "поднять руку" на прирожденные человеку права, свободы и собственности.
Верховенство государства по отношению к этим правам является ограниченным.
Личные права имеют независимый от государства источник и так же мало могут быть созданы, как и отменены законами, исходящими от него.
Однако концепция естественных прав является весьма уязвимой.
Так, возникает ряд вопросов, ответы на которые не бесспорны.
Какие права отнести к естественным; каков их объем; как гарантировать охрану того, что материально не закреплено? Чаще всего под естественными понимаются личные права, на что и указывается в международных документах прошлого и настоящего времени.
В конституциях современных государств значительно расширен перечень основных прав и свобод.
В этот перечень включаются социальные, экономические, культурные и иные права, в связи с чем определение естественных
Бердяев H.A.
Царство духа и царство Кесаря.
М., 1995.
С.
307.
38 Бердяев H.A.
О назначении человека.
М., 1993.
С.
175.
39 Там же.
С.
172.
27 47

[стр.,28]

прав становится еще более сложным.
Естественное право —категория абстрактная по отношению к действующей в обществе правовой системе.
Естественное право является нравственным идеалом, который меняется от эпохи к эпохе.
Концепция естественных прав по-разному оценивалась как в прошлом, так и в настоящее время.
Пожалуй, наиболее рьяными противниками данной концепции называют марксистов.
Думается, что это глубочайшее заблуждение.
Если все учение марксизма сводится к полному освобождению и раскрепощению человека, к требованию создания условий, позволяющих в полной мере проявить человеку самого себя, как высшего одухотворенного существа, то в той мере, каковым в действительности является естественное право, можно с уверенностью считать марксистов самыми ярыми поборниками осуществления естественного права, а также требований справедливости на современном этапе развития человечества.
В то же время нельзя отбросить
то обстоятельство, что естественные требования справедливости воплощаются не сами по себе, а опосредуются правотворческой деятельностью государства.
Но дистанция между естественными требованиями и законотворческой деятельностью государства, как показывает практика, огромна.
Марксизм признает дозаконотворческое происхождение прав человека, но трактует их историко-материалистически как специфическое качество личности, которая реализует себя в совокупности общественных отношений.
Государство гарантирует, а не создает права личности.
Естественные права порождаются социальной природой человека, т.
к.
человек рождается в обществе.
С позиции марксизма естественные права человека это не вечные права, свойственные неизменной человеческой природе, а результат социальноисторического
развития объективно обусловленной меры свободы в классовом обществе .
Естественное право не заменит право позитивное.
По словам К.
Маркса: "Законодатель должен смотреть на себя как на естествоиспытателя.
40 См.: Нерсесянц В.В.
Право и закон.
М., 1983.
С.
342-344.
28

[Back]