53 Право это общественное явление, которое изменяется в процессе исторического развития . Позитивистская концепция не только разрабатывается в науке, но и находит практическое применение. В конституции большинства государств предусматриваются главы или разделы, посвященные правам человека. Государство не может не признавать права человека на жизнь, достоинство, неприкосновенность личности, жилища и т.д. Эти права принадлежат человеку от рождения, но защиту им обеспечивает закон. Следовательно, данные права не противопоставляются государству, которое берет на себя функции не только защиты и обеспечения этих прав, но и законодательного их закрепления. Те государства, которые признают естественно-правовую концепцию происхождения личных прав человека, вовсе не отвергают их позитивного закрепления. Но идея естественных прав всегда ставит личные права человека выше государства, которое не может вмешиваться в порядок осуществления этих прав. Однако если личные права не будут закреплены в законодательстве, то представление о них будет несколько абстрактным. Это приведет к тому, что государство не сможет обеспечить ихзащиту в случае нарушения. Устанавливая существование двух подходов к определению личных прав и свобод человека, необходимо обратить внимание на то, что они на практике часто применяются в сочетании. Данное положение следует не только из международно-правовых актов, но и из внутригосударственного законодательства. Так, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. в качестве исходного постулата взято положение о неотъемлемых правах человека с последующим перечислением конкретных прав, которые должны охраняться государством. В конституциях большинства государств закрепляется формула, установленная во Всеобщей декларации. См.: Коркучов Н.М Указ. соч. С. 58. |
Он не делает законов, он не изобретает их, а только формулирует, он выражает в сознательных положительных законах внутренние законы духовных отношений . Если закон взят из головы и научно не обоснован, то "действовать" в обществе он не будет, в лучшем случае, останется на бумаге. Отсюда, закон должен вытекать из внутренних законов самой жизни человека. Позитивистская концепция иначе определяет природу личных прав и свобод человека. Согласно данной концепции источником всех прав человека является государство. Именно государство определяет вид, содержание и объем этих прав. Представителями юридического позитивизма являлись: Г. Кельзен, Н.М. Коркунов, А. Малицкий, Д. Остин, Е.Б. Пашуканис и др. Среди них были и сторонники "крайнего" позитивизма, считающие, что все права "даруются" государством. "Мы не признаем никакой абсолютной правоспособности, никаких неприкосновенных субъективных частных прав" писал Е.Б. Пашуканис. Его поддерживал А. Малицкий: "Носителем прав является не индивид, не личность, а государство. Оно же является источником прав отдельных личностей" . Н.М. Коркунов выступал против естественно-правовой доктрины о вечных и неизменных правах. По его мнению, она хороша лишь тем, что "искусственному" противопоставляется "естественное". Естественно-правовая теория содержит неразрешимое противоречие: если признавать существование вечного, непреложного естественного права, то как объяснить наличие рядом с ним переходящего, изменчивого положительного права . Право это общественное явление, которое изменяется в процессе исторического развития . Позитивистская концепция не только разрабатывается в науке, но и находит практическое применение. В конституции большинства государств предусматриваются главы или разделы, посвященные правам человека. 41 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 162. 42 Пашуниканис Е.Б. Марксистская теория права и строительства социализма. Избранные произведения по общей теории права и государства. М., 1998. С. 184. 43 Малицкий А. Советская Конституция. Харьков. 1924. С. 29. 44 См.: Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. Изд. 9-е. СПб., 1909. С. 85. 45 См.: Там же. С. 58. 29 Ч Государство не может не признавать права человека на жизнь, достоинство, неприкосновенность личности, жилища и т.д. Эти права принадлежат человеку от рождения, но защиту им обеспечивает закон. Следовательно, данные права не противопоставляются государству, которое берет на себя функции не только защиты и обеспечения этих прав, но и законодательного их закрепления. Те государства, которые признают естественно-правовую концепцию происхождения личных прав человека, вовсе не отвергают их позитивного закрепления. Но идея естественных прав всегда ставит личные права человека выше государства, которое не может вмешиваться в порядок осуществления этих прав. Однако если личные права не будут закреплены в законодательстве, то представление о них будет несколько абстрактным. Это приведет к тому, что государство не сможет обеспечить их защиту в случае нарушения. Устанавливая существование в науке конституционного права двух подходов к определению личных прав и свобод человека, необходимо обратить внимание на то, что они на практике часто применяются в сочетании. Данное положение следует не только из международно-правовых актов, но и из внутригосударственного законодательства. Так, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. в качестве исходного постулата взято положение о неотъемлемых правах человека с последующим перечислением конкретных прав, которые должны охраняться государством. В конституциях большинства государств закрепляется формула, установленная во Всеобщей декларации. Права человека это явление не вечное, оно исторически возникает, изменяется и развивается. На каждой ступени исторического развития права формировалось свое представление о человеке, как субъекте права, о его правах и обязанностях. Развивая это положение, можно предположить, что история права это история формирования представлений о правах человека. В античном праве не все люди признавались в качестве правомочного человека. Раб признавался человеком только по естественному праву. Идея естественного равенства всех людей была основой для учений о естественных правах и свободах. |