Права человека —это явление не вечное, оно исторически возникает, изменяется и развивается. На каждой ступени исторического развития права формировалось свое представление о человеке как субъекте права, о его правах и обязанностях. Развивая это положение, можно предположить, что история права это история формирования представлений о правах человека. В античном праве не все люди признавались в качестве правомочного человека. Раб признавался человеком только по естественному праву. Идея естественного равенства всех людей была основой для учений о естественных правах и свободах. В Средние века права человека стали определяться его сословной принадлежностью. Различные социальные сословия имели различные права и привилегии. В условиях полной или частичной свободы той или иной части людей само право и пользование правовой формой представляют собой привилегию по отношению к тем, кто остается вне соответствующего круга субъектов права (член определенного сословия) . Затем эта юридическая конструкция развивалась, наполнялась содержанием и распространялась на все социальные группы и даже страны. Наконец, мировое сообщество признает универсальный характер тех достижений в области прав человека, которых добились развитые страны. Процесс универсализации положений о правах человека произошел сначала на внутригосударственном уровне, а затем на международном. Существенную роль в этом процессе сыграли представления о естественных правах человека. В условиях государственности эти права не только сохраняются, но и признаются властями публичными. Необходимо отметить, что в каждой отдельно взятой национально-правовой системе теория прав человека отражает присущие только данной системе специфические черты. Например, теория прав человека, основанная на западной демократии, делает акцент на права и свободы. Та же теория, но в мусульманском праве, особо обращает См.: Нсрсссяпц В С. Философия права. С. 108. |
Государство не может не признавать права человека на жизнь, достоинство, неприкосновенность личности, жилища и т.д. Эти права принадлежат человеку от рождения, но защиту им обеспечивает закон. Следовательно, данные права не противопоставляются государству, которое берет на себя функции не только защиты и обеспечения этих прав, но и законодательного их закрепления. Те государства, которые признают естественно-правовую концепцию происхождения личных прав человека, вовсе не отвергают их позитивного закрепления. Но идея естественных прав всегда ставит личные права человека выше государства, которое не может вмешиваться в порядок осуществления этих прав. Однако если личные права не будут закреплены в законодательстве, то представление о них будет несколько абстрактным. Это приведет к тому, что государство не сможет обеспечить их защиту в случае нарушения. Устанавливая существование в науке конституционного права двух подходов к определению личных прав и свобод человека, необходимо обратить внимание на то, что они на практике часто применяются в сочетании. Данное положение следует не только из международно-правовых актов, но и из внутригосударственного законодательства. Так, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. в качестве исходного постулата взято положение о неотъемлемых правах человека с последующим перечислением конкретных прав, которые должны охраняться государством. В конституциях большинства государств закрепляется формула, установленная во Всеобщей декларации. Права человека это явление не вечное, оно исторически возникает, изменяется и развивается. На каждой ступени исторического развития права формировалось свое представление о человеке, как субъекте права, о его правах и обязанностях. Развивая это положение, можно предположить, что история права это история формирования представлений о правах человека. В античном праве не все люди признавались в качестве правомочного человека. Раб признавался человеком только по естественному праву. Идея естественного равенства всех людей была основой для учений о естественных правах и свободах. В средние века права человека стали определяться его сословной принадлежностью. Различные социальные сословия имели различные права — привилегии. В условиях полной или частичной свободы той или иной части людей само право и пользование правовой формой представляют собой привилегию по отношению к тем, кто остается вне соответствующего круга субъектов права (член определенного сословия) . Идея всеобщего равенства людей, возникшая еще в древности, продолжала развиваться по различным направлениям. Правовое воплощение данной идеи носило ограниченный характер: закреплялись только сословные права и свободы. Такое направление оказало влияние на формирование различных подходов к правам и свободам человека, с которыми связаны современные представления о правах человека. Первоначально нормы о правах и свободах человека устанавливались в сословно-ограниченном варианте. Затем эта юридическая конструкция развивалась, наполнялась содержанием и распространялась на все социальные группы и даже страны. Наконец, мировое сообщество признает универсальный характер тех достижений в области прав человека, которые были достигнуты в развитых странах. Процесс универсализации положений о правах человека произошел сначала на внутригосударственном уровне, а затем на международном. Существенную роль в этом процессе сыграли представления о естественных правах человека. В условиях государственности эти права не только сохраняются, но и признаются публичными властями. Необходимо отметить, что в каждой отдельно взятой национально-правовой системе теория прав человека отражает присущие только данной системе специфические черты. Например, теория прав человека, основанная на западной демократии, основной упор делает на права и свободы. Та же теория, но в мусульманском праве, особо обращает внимание на обязанности человека перед обществом и государством. Однако 46 См.: НерсесянцВ.В. Философия права. М., 1997. С. 108. |