56 литических правах 1966 г. и др. Одним из аспектов прогрессивного развития мирового сообщества стало признание и защита прав и свобод человека. Следует сказать, что, несмотря на утверждение в российской современной юриспруденции теории естественных прав, у данной теории есть немало противников, которые отнюдь не являются фашистами, коммунистами или иными ортодоксами. Обращает внимание, что теория естественных прав в Западной Европе к концу XIX в. не имела большого количества сторонников, поскольку имеет ряд недостатков, существенно затрудняющих ее использование при формулировании конкретных правил. Таким образом, различают естественный закон и естественные права, находящиеся в определенной иерархии: «...единственным документом, создавшим абсолютно четкую иерархию прав, является Декларация независимости Соединенных Штатов Америки, ибо в ней последовательно проведено различие между естественным законом и естественными правами, причем последние вытекают из первого. Декларация независимости рассуждает так: поскольку люди рождаются свободными и в равной степени наделены разумом, их неотъемлемым правом является право на жизнь, свободу и поиски4 счастья» . Ретроспективный анализ эволюции концепции личных прав и свобод позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, по нашему мнению, к пониманию природы личных прав можно применить два, прошедшие историческую эволюцию, подхода: естественно-правовой, основанный на концепции естественного происхождения личных прав, и позитивистский, основанный на том, что источником права является государство. Романовский Г.Б. Способы нормативного закрепления естественных прав человека // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: Сб. ст.: В 2 т. / Под ред. д-ра юрид. наук, проф., акад. РЛЕН и ПАНИ засл. деятеля науки РФ В.М. Баранова. Н. Новгород, 2001 С. 361. |
турных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и др. Одним из аспектов прогрессивного развития всего мирового сообщества стало признание и защита прав и свобод человека. Ретроспективный анализ эволюции концепции личных прав и свобод позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, по мнению автора, к пониманию природы личных прав можно применить два, прошедшие историческую эволюцию, подхода: естественно-правовой, основанный на концепции естественного происхождения личных прав, и позитивистский, основанный на том, что источником права является государство. Во-вторых, под естественными правами, обращенными к человеку, понимаются личные права. В подходах того времени личным было право человека выбирать способ пропитания. В дальнейшем это право стало базисом для социально-экономических прав человека. В-третьих, естественное право является политико-нравственным и правовым идеалом, к которому стремится цивилизованное общество. 1.2. Индивидуальное и коллективное начала в личных правах человека Проблема соотношения понятий "индивидуального" и "коллективного" применительно к правам и свободам человека вытекает из концепций о естественном и позитивном праве. Рассматривая вопрос об индивидуальном и коллективном ограничимся только личными правами и свободами, хотя эту проблему можно раскрыть исходя из содержания правового статуса человека и гражданина в целом. Человек существо биопсихосоциальное. Индивидуальное заложено в человеке изначально, самой природой. Поэтому государство и общество не могут игнорировать индивидуальные качества человека. Такие качества тем Л l Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 1998. |