Во-вторых, под естественными правами, обращенными к человеку, понимаются личные права. Если ранее личным было право человека выбирать способ пропитания, то в дальнейшем это право стало базисом для социальноэкономических прав человека. В-третьих, естественное право является политико-нравственным и правовым идеалом, к которому стремится цивилизованное общество. В-четвертых, перечень естественных прав должен быть максимально точно отражен в действующей правовой системе, а также необходимо дать четкое понятие естественных прав, т.к., не зная, что они собой представляют, трудно вообще их сформулировать с помощью приемов юридической техники. В-пятых, к естественным правам в большей мере относят личные (гражданские) права и свободы, такие как право на жизнь, личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, право на свободу, некоторые другие. Перечень естественных прав не является закрытым. В исторической действительности человек как бы «открывает» новые естественные права индивидуума, возникающие лишь постольку, поскольку они актуализируются в действиях людей. В-шестых, в нестабильном российском обществе ни мораль, ни религия не могут претендовать на всеобщие формы социального контроля, но естественное право (как и право вообще) одна из немногих ценностей, предназначение которой в объединении людей в условиях смены мировоззрения, снижения духовного, нравственного потенциала общества, становления нового образажизни. В-седьмых, исследуя механизмы охраны и защиты прав индивидов, необходимо учитывать особенности и характер взаимосвязи норм и принципов естественного и позитивного права. Разумеется, не с позиции примата естественного права над целостной системой позитивного права, а с точки зрения того, что названная система является его источником, содержанием и гарантией осуществления. |
турных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и др. Одним из аспектов прогрессивного развития всего мирового сообщества стало признание и защита прав и свобод человека. Ретроспективный анализ эволюции концепции личных прав и свобод позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, по мнению автора, к пониманию природы личных прав можно применить два, прошедшие историческую эволюцию, подхода: естественно-правовой, основанный на концепции естественного происхождения личных прав, и позитивистский, основанный на том, что источником права является государство. Во-вторых, под естественными правами, обращенными к человеку, понимаются личные права. В подходах того времени личным было право человека выбирать способ пропитания. В дальнейшем это право стало базисом для социально-экономических прав человека. В-третьих, естественное право является политико-нравственным и правовым идеалом, к которому стремится цивилизованное общество. 1.2. Индивидуальное и коллективное начала в личных правах человека Проблема соотношения понятий "индивидуального" и "коллективного" применительно к правам и свободам человека вытекает из концепций о естественном и позитивном праве. Рассматривая вопрос об индивидуальном и коллективном ограничимся только личными правами и свободами, хотя эту проблему можно раскрыть исходя из содержания правового статуса человека и гражданина в целом. Человек существо биопсихосоциальное. Индивидуальное заложено в человеке изначально, самой природой. Поэтому государство и общество не могут игнорировать индивидуальные качества человека. Такие качества тем Л l Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 1998. |