77 Достоинство личности —это состояние личности в социальной среде, которое соответствует общепринятым представлениям об особом положении человека в живой природе, характеризуется самоуважением личности, получает адекватную общественную оценку и нарушение которого порождает негативные моральные переживания, а в определенных нормами права случаях влечет юридическую ответственность. Личная неприкосновенность это недопущение без согласия человека действий, связанных с прикосновением к его телу, контактом с ним, независимо от вреда здоровью, а также направленных на проникновение в его жилище, просмотр личных вещей, записей, вторжение в другие аспекты личной жизни. § 2. Проблема законодательного определения человека и юридическое определение начала индивидуальной жизни человека В юридической доктрине и практике неоднократно вставал вопрос об определении человека и человеческого существа. Особенно остро необходимость в таком определении обнаруживалась при законодательном регулировании и применении действующего законодательства об искусственном аборте, донорстве органов и тканей, обращении с душевнобольными и людьми, находящимися в состоянии комы. В данных пограничных состояниях трудно определить, имеем ли мы дело с уже или еще живым человеческим существом или только с агрегатом клеток, тканей и органов. Разработка техники клонирования обострила проблему юридического определения человека. Как указывалось в предыдущем параграфе сегодня в международноправовых актах подчеркивается необходимость именно законодательного определения «человека». Отсутствие четкого термина «человек» или «человеческое существо» не позволит сформулировать понятие «клонирование че |
а Глава 2 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ БИОМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ §1. Проблема законодательного определения человека В юридической доктрине и практике неоднократно вставал вопрос об определении человека и человеческого существа. Особенно остро необходимостьа в таком определении обнаруживалась при законодательном регулировании и применении действующего законодательства об искусственном аборте, донорстве органов и тканей, обращении с душевнобольными и людьми, находящимися в состоянии комы. В данных пограничных состояниях трудно определить, имеем ли мы дело с уже или ещё живым человеческим существом или только с агрегатом клеток, тканей и органов. Разработка техники клонирования обострило проблему юридического определения человека. Как указывалось в главе 1 настоящей работы сегодня в международноправовых актах подчёркивается необходимость именно законодательного определения «человека». Отсутствие чёткого термина «человек» или «человеческое существо» не позволит сформулировать понятие «клонирование человека». В литературе по биоэтике отмечается, что именно в этом заключается главный урок дискуссии о допустимости этой технологии. Следует отметить, что при выработке указанной терминологии важно установить: является ли человеческий эмбрион человеком (то есть, будет ли клонирование человеческого эмбриона считаться клонированием человека); будет ли являться клонированное человеческое существо человеком (то есть, будет ли такое существо признано субъектом права); 1Юдин Б.Г. Клонирование человека: предварительные уроки дискуссии. /Биоэтика: принципы, правила, проблемы. Ред. Б.Г. Юдин. М.: Эдиториал УРСС, 1998. 69 |