Проверяемый текст
Никитина, Анастасия Евгеньевна. Правовое регулирование биомедицинских технологий : Теоретико-правовой аспект (Диссертация 2002)
[стр. 96]

96 или их представителями в их интересах.
Наоборот, Декларация о правах инвалидов от
1975 г., Декларация о правах умственно отсталых лиц от 1971 г., а также Конвенция о правах ребенка от 1989 г.
специально провозглашают, что за упомянутыми категориями граждан
должно признаваться право на уважение их человеческого достоинства.
Этих людей признают личностями, независимо от их состояния —физического или психического .
Таким образом, очевидно, что разум, совесть и воля не являются неотъемлемыми для человека.
Следовательно, названные признаки не могут считаться критериями наличия человеческого достоинства.
Это необходимо учитывать при решении вопроса об универсальной концепции сущности человека, которая должна быть положена в основу правового регулирования любых явлений общественной жизни.
Далее необходимо рассмотреть качество уникальности человека, которое также
признается критерием наличия человеческого достоинства.
Следует сказать, что уникальность как основополагающее качество человеческой особи до последнего
времени не была закреплена юридически.
Единственным документом, который имел косвенное отношение к этой проблеме, была Декларация о расе и расовых предрассудках 1978 г.
В указанной Декларации провозглашалось право на «непохожесть».
В частности, ст.
2 гласила, что «все люди имеют право отличаться друг от друга, рассматривать себя как таковых и считаться таковыми...».
В то
же время оговаривалось, что это право не должно служить основанием неравенства прав людей.
История человечества подтверждает, что свойство неповторимости человека, хоть и осознанное как самостоятельная ценность не сразу, всегда признавалось неотъемлемой чертой человеческого существа.
Именно этим качеством
обусловливалась ценность любого человека честного и нечестного, доброго и злого, здорового и больного.
1См.: Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989.
С.
341-342; 343-344; 306-323.
[стр. 127]

Цитируемая Декларация содержит важный постулат, что люди «наделены разумом и совестью...».
При этом, следует учитывать, что умственно отсталые люди, дети и коматозные больные не имеют или не могут реализовать такие качества, как разум и совесть.
Тем не менее, общество не отказывает им в тех правах, которые могут быть, хоть и не осознанно, но использованы ими или их представителями в их интересах.
Наоборот, Декларация о правах инвалидов от
9.12.1975 г., Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20.12.1971г., а также Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989 г.
специально провозглашают, что за упомянутыми категориями граждан
должны признаваться право на уважение их человеческого достоинства.
Этих людей признают личностями, независимо от их состояния физического или психического.
Таким образом, очевидно, что разум, совесть и воля не являются неотъемлемыми для человека.
Следовательно, названные признаки не могут считаться критериями наличия человеческого достоинства.
Это необходимо учитывать при решении вопроса об универсальной концепции сущности человека, которая должна быть положена в основу правового регулирования любых явлений общественной жизни.
Далее необходимо рассмотреть качество уникальности человека, которое также
признаётся критерием наличия человеческого достоинства.
Следует сказать, что уникальность как основополагающее качество человеческой особи до последнего
момента только презюмировалась и не была закреплена юридически.
До последнего времени единственным документом, который имел косвенное отношение к этой проблеме, была Декларация о расе и расовых предрассудках 1978 г.
В указанной Декларации провозглашалось право на «непохожесть».
В частности, ст.
2 гласила, что «Все люди имеют право отличаться друг от друга, рассматривать себя как таковых и считаться таковыми...» В то
Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989 г //Международные акты о правах человека.
Указ.Сборн.
С.
341-342; 343-344; 306-323.


[стр.,128]

же время оговаривалось, что это право не должно служить основанием неравенства прав людей.
История человечества подтверждает, что свойство неповторимости человека, хоть и осознанное как самостоятельная ценность не сразу, всегда признавалось неотъемлемой чертой человеческого существа.
Именно этим качеством
обуславливалась ценность любого человека честного и нечестного, доброго и злого, здорового и больного.
В связи с этим, разделение людей на «лучших» и «худших» (в юридическом отношении) давно было признано недопустимым и аморальным, а дискриминация была запрещена на уровне международных и национальных юридических актов.
Как свидетельствует естественно-историческая концепция происхождения права, закрепление какого-либо права происходит как правило только тогда, когда определённый интерес начинает нарушаться, и, таким образом, осознаётся людьми как необходимая ценность.
Уникальность человеческой личности начала осознаваться как ценность только в конце 20 века.
Возможность генетической инженерии, создания химер и клонирования человека посягают на уникальность человека и грозят привести к нивелированию ценности этого качества.
Вследствие этого, международным сообществом были предприняты меры по защите человеческой уникальности.
Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины 1997 г.
(или, коротко, Конвенция о правах человека и биомедицине) уделяет особое внимание защите человека, и, прежде всего, его человеческого достоинства со стороны медицины, биологии и генетики.
Прежде всего, данный акт впервые употребляет (ст.
1) слова «индивидуальность» и «целостность» как свойства человеческой личности, подлежащие защите.
В связи с этим, в Конвенции уста1Convention on Human Rights and Dignity of the Human Being with regard to the Application of Biology and Medicine: Convention on Human Rights and Biomedicine.
// Texts of the Council of Europe on bioethical matters.
Strasbourg, February 1999.
P.l 19-130.

[Back]