97 t В связи с этим разделение людей на «лучших» и «худших» (в юридическом отношении) давно было признано недопустимым и аморальным, а дискриминация была запрещена на уровне международных и национальных юридических актов. Как свидетельствует естественно-историческая концепция происхождения права, закрепление какого-либо права происходит, как правило, только тогда, когда определенный интерес начинает нарушаться, и, таким образом, осознается людьми как необходимая ценность. Уникальность человеческой личности начала осознаваться как ценность только в конце XX в. Возможность генетической инженерии, создания химер и клонирования человека посягают на уникальность человека и грозят привести к нивелированию ценности этого качества. Вследствие этого международным сообществом были предприняты меры по защите человеческой уникальности. Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины 1997 г. (или, коротко, Конвенция о правах человека и биомедицине) уделяет особое внимание защите человека и прежде всего его человеческого достоинства со стороны медицины, биологии и генетики. Данный акт впервые употребляет слова «индивидуальность» и «целостность» как свойства человеческой личности, подлежащие защите (ст. 1). В связи с этим в Конвенции устанавливается запрет на вмешательство в геном человека (ст. 13), а также любой формы дискриминации по признаку генетического наследия (ст. 11). Тему защиты человеческого генома продолжает и развивает документ международного уровня, который был принят ЮНЕСКО и ООН в ноябре 1997 г. у под названием Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека . Convention on Human Rights and Dignity of the Human Being with regard to the Application of Biology and Medicine: Convention on Human Rights and Biomedicine // Texts of the Council of Europe on bioethical matters. Strasbourg, 1999. Febr. P. 119-130. См.: Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека // Этикоправовые аспекты проекта «Геном человека» (международные документы и аналитические материалы) / Сост. В.И. Иванов, Б.Г. Юдин. М., 1998. С. 102. |
же время оговаривалось, что это право не должно служить основанием неравенства прав людей. История человечества подтверждает, что свойство неповторимости человека, хоть и осознанное как самостоятельная ценность не сразу, всегда признавалось неотъемлемой чертой человеческого существа. Именно этим качеством обуславливалась ценность любого человека честного и нечестного, доброго и злого, здорового и больного. В связи с этим, разделение людей на «лучших» и «худших» (в юридическом отношении) давно было признано недопустимым и аморальным, а дискриминация была запрещена на уровне международных и национальных юридических актов. Как свидетельствует естественно-историческая концепция происхождения права, закрепление какого-либо права происходит как правило только тогда, когда определённый интерес начинает нарушаться, и, таким образом, осознаётся людьми как необходимая ценность. Уникальность человеческой личности начала осознаваться как ценность только в конце 20 века. Возможность генетической инженерии, создания химер и клонирования человека посягают на уникальность человека и грозят привести к нивелированию ценности этого качества. Вследствие этого, международным сообществом были предприняты меры по защите человеческой уникальности. Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины 1997 г. (или, коротко, Конвенция о правах человека и биомедицине) уделяет особое внимание защите человека, и, прежде всего, его человеческого достоинства со стороны медицины, биологии и генетики. Прежде всего, данный акт впервые употребляет (ст. 1) слова «индивидуальность» и «целостность» как свойства человеческой личности, подлежащие защите. В связи с этим, в Конвенции уста1Convention on Human Rights and Dignity of the Human Being with regard to the Application of Biology and Medicine: Convention on Human Rights and Biomedicine. // Texts of the Council of Europe on bioethical matters. Strasbourg, February 1999. P.l 19-130. навливается запрет на вмешательство в геном человека (ст.13), а также любой формы дискриминации по признаку генетического наследия (ст. 11). Тему защиты человеческого генома продолжает и развивает документ международного уровня, который был принят ЮНЕСКО ООН в ноябре 1997г. под названием Всеобщая Декларация о геноме человека и правах человека . Ст. 1 Декларации провозглашает: «Геном человека лежит в основе изначальной общности всех представителей человеческого рода, а также признания их неотъемлемого достоинства и разнообразия. Геном человека знаменует собой достояние человечества». В ст. 3 Декларации указывается на эволюционный характер генома человека, что приводит, в результате мутаций, а также влияния природной и социальной среды, к разным его проявлениям. Из этих положений вытекает два важных момента. Первое то, что личность человека не сводится только к его генетическим характеристикам. Второе то, что в основе человеческого существа лежит некая матрица родовой человеческий геном, то есть некий набор генов. Этот набор уникален и отличается от набора генов любого другого существа животного или химеры. Декларация утверждает право любого человека, независимо от его генеь тических характеристик на уважение его человеческого достоинства и прав. При этом, под человеческими характеристиками подразумевается как обычное генетическое разнообразие, так и генетические отклонения заболевания. В ст.2 документа поясняется, что признание за человеком достоинства предполагает уважение его уникальности и неповторимости. Подобная точка зрения нашла отражение и в российской юридической доктрине. Так, известный исследователь юридических аспектов генетики М.И. Ковалёв считает, что «...достоинство неотъемлемо от постоянства, ибо всё, что Всеобщая Декларация о геноме человека и правах человека//Этико-правовые аспекты проекта «Геном человека» (международные документы и аналитические материалы)/Сост. ИвановВ.И., Юдин Б.Г. М., 1998 . С. 102. зования по клиническим исследованиям в области генной терапии 1994 г. регулируют вопросы защиты прав исследуемых объектов, системы проведения и оценки исследований1. На основании вышеприведённых данных можно сделать вывод о том, что в большинстве развитых стран с начала 90-х годов 20 в. генетические технологии начали рассматриваться как самостоятельная разновидность биомедицинской технологии и, поэтому, стали подвергаться специальному правовому регулированию. При этом, в одних странах правовое регулирование этой области деятельности ограничивалось содержанием некоторых специальных норм, поС священных медицинской генетике в юридических актах, носящих общий характер. Например, это могли быть акты о здравоохранении, репродуктивных технологиях или биомедицинских исследованиях. В других странах были разработаны и приняты законодательные документы, полностью сосредоточенные на вопросах генетических технологий. Вместе с тем, медицинским сообществом многих стран была осознана недостаточность только национальной правовой регламентации такой важной отрасли научной деятельности как медицинская генетика. Во многих международных нормативных актах этического, корпоративного и правового характера, а также в Рекомендации 1160 (1991)2 неоднократно подчёркивалась необходимость разработки Конвенции по вопросам биологии, биохимии и медицины, а также согласования протоколов по специфическим аспектам в этой сфере. В результате определённых усилий в 1997 г. государствами-членами СОЕ b был принят документ под названием Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины (другое Этико-правовые аспекты проекта «Геном человека» (международные документы и аналитические материалы). Указ. сборн. С. 125. Recommendation 1160 (1991) on the preparation of a convention on bioethics //Texts of the Council of Europe on bioethical matters. Strasbourg, February 1999. P. 31-33. 177 |