Проверяемый текст
Козлова, Наталия Владимировна; Правосубъектность юридического лица по российскому гражданскому праву (Диссертация 2004)
[стр. 38]

38 Указанная точка зрения представляется рациональной и находит свое отражение в современных учениях о юридических лицах, а также законодательстве и в научно-практических публикациях последнего времени.
Законодатель, закрепляя различные организационно-правовые формы юридических лиц, относит их к числу субъектов права.
Подводя итог, необходимо сделать ряд важных выводов, касающихся определения понятия и сущности юридического лица.
Необходимость в создании такой специфической юридической формы как юридическое лицо (хозяйственное общество / коммерческое общество) обусловлено расширением экономических интересов участников имущественных отношений, ряд рассмотренных теорий юридического лица свидетельствует о том, что кроме основных, традиционных теорий каких-либо новых подходов современная юриспруденция не предлагает.
На сегодняшний день юридическое лицо это абстрактная правовая конструкция, которая имеет ряд характерных признаков, позволяющих ей официально называться субъектом права.
Законодательство Латвийской Республики вообще не формулирует понятие юридического лица и его признаков, тогда как Гражданский кодекс РФ дает четкое понятие юридического лица.
Согласно п.1.ст.48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
То есть с позиции теории права хозяйственное общество и коммерческое общество это реальный подчиняющийся единым законам гражданского оборота участник правоотношений наряду с другими субъектами, но, несомненно, обладающий гораздо меньшей свободой юридических действий но сравнению, например, с физическим лицом.
Исходя из анализа теорий юридического лица, можно сделать вывод
[стр. 44]

44 ш стниками: само публичное образование или его органы, которые нередко имеют статус юридического лица.
АПК РФ 2002 г.74 прямо допускает возможность участия в арбитражном процессе образований, не являющихся юридическими лицами.
В частности, согласно п.
2 ст.
27 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, а в случаях, предусмотренных законом, также с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица.
Следуя традициям российского законодательства п.
1 ст.
48 ГК РФ 1994 г.
определяет понятие юридического лица, исходя из его признаков.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет
в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательством этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В п.
2 ст.
51 ГК РФ сказано о необходимости государственной регистрации для возникновения юридического лица.
Однако легальное определение юридического лица, данное путем перечисления его признаков, не устраивает современную науку.
В.
А.
Рахмилович справедливо отмечает, что п.
1 ст.
48 ГК РФ прямо указывает правовые формы, в которых может быть выражено имущественное обособление юридического лица: право собственности, право хозяйственного ведения и право оперативного управления, умалчивая о других допустимых формах имущественного обособления.
Инвестиционный институт, имеющий денежные средства на счетах в банках, но арендующий помещение и обору74СЗ РФ.
2002.
№ 30.
Ст.
3012.
44

[стр.,95]

95 рии, А.
А.
Слугин делает вывод, что экономическим основанием юридического лица является производственное присвоение, а его сущностью не затратная доходность.
В гражданском законодательстве юридическое лицо следует определить как правовую организацию отношений не затратной доходности, возникающих в сфере производственного присвоения лица или их групп, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде45.
Непригодность данного определения для целей правоприменительной деятельности очевидна.
Практика советского периода продемонстрировала невозможность использования экономического инструментария (хозрасчет, самофинансирование и пр.) как для регулирования правоотношений, так и для объяснения сущности правовых явлений, в том числе феномена юридического лица.
Следуя логике экономических теорий, в середине 80-х гг.
XX в.
многие исследователи находили «признаки юридического лица» не только у структурных или производственных единиц предприятий и объединений, но даже у всех «находящихся на хозрасчете» цехов, бригад, временных творческих коллективов и т.п.
Достаточно сказать, что предложенное А.
А.
Слугиным определение позволяет признать юридическими лицами современные крестьянские (фермерские хозяйства), которые не являются таковыми по прямому указанию закона46.
Заслуживает внимания определение юридического лица, которое содержится в п.
1 ст.
24 действующего ГК Грузии: юридическое лицо это 169-173; Слугин А.
А.
Сущность юридического лица II Юрист.
2002.
Ха 12.
С.
10-17; Слугин А.
А.
Гражданская правосубъектность юридических лиц.
Автореф.
дис....
канд.
юрид.
наук.
Краснодар, 2003.
41См.: Слугин А.
А.
Гражданская правосубъектность юридических лиц.
Автореф.
дис.
...
канд.
юрид.
наук.
Краснодар, 2003.
С.
9,15.
95

[Back]