Проверяемый текст
Козлова, Наталия Владимировна; Правосубъектность юридического лица по российскому гражданскому праву (Диссертация 2004)
[стр. 69]

69 об учреждении общества, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества по российскому законодательству не являются учредительными документами создаваемого юридического лица, тогда как в латвийском законодательстве учредительными документами являются учредительный договор , либо учредительное решение , если юридическое лицо учреждает одно лицо и устав.
Как указывает С.Д.Могилевский учреждение любого юридического лица, есть не что иное, как сделка140.
Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

По мнению С.Д.Могилевского является также сделкой учредительный договор ранее существовавший в Российской Федерации и теперь еще заключаемый в Латвийской Республике.
В учредительном договоре учредители общества, во-первых обязуются создать общество и, во-вторых, определяют порядок совместной деятельности по его созданию141.
Представляется, что решение учредителя или учредителей, будь то физическое лицо или юридическое лицо, о создании нового субъекта права является по своей природе гражданско-правовой сделкой (cm.
135 ГК РФ и cm.
1403 ГЗ ЛР) корпоративного характера.
Решение единственного учредителя о создании
общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества есть односторонняя корпоративная сделка.
Решение общего собрания учредителей о создании
можно квалифицировать как многостороннюю корпоративную сделку.
Указанная корпоративная сделка обладает рядом специфических особенностей.
Во-первых, нужно
отметить, что корпоративная сделка является 140 Могилевский С.Д.
Общества с ограниченной ответственностью коммерческие организации.
// Дело, M., 1999, с.42.
141 Могилевский С.Д.
Общества с ограниченной ответственностью коммерческие организации.
// Дело, М., 1999, с.44.
[стр. 320]

320 т рания, как сделки самого акционерного общества, также противоречит действующему законодательству и практике, ибо сделку по учреждению юридического лица совершают именно учредители, в качестве которых могут выступать физические или юридические лица, а также публичноправовые образования.
Решение учредителя не является учредительным документом создаваемого юридического лица.
Формулировка п.
1 ст.
14 Закона о некоммерческих организациях, что учредительными документами некоммерческого учреждения являются решение собственника о его создании и утвержденный собственником устав, есть не более чем недоразумение.
Представляется, что решение учредителя, будь то гражданин, юридическое лицо или публично-правовое образование, о создании нового субъекта права является по своей природе гражданскоправовой сделкой (ст.
153 ГК РФ) корпоративного характера.
Решение единственного учредителя о создании
юридического лица есть односторонняя корпоративная сделка.
Решение общего собрания учредителей о создании
юридического лица можно квалифицировать как многостороннюю корпоративную сделку.
Данная корпоративная сделка обладает рядом специфических особенностей.
Во-первых, нужно
подчеркнуть, что корпоративная сделка является сделкой самих учредителей, которая совершается с целью создания нового субъекта права юридического лица.
Во-вторых, в отличие от сделок, которые являются основаниями возникновения обязательственных отношений, рассматриваемая корпоративная сделка направлена на установление корпоративного правоотношения, возникающего после государственной регистрации юридического лица 320

[стр.,538]

535 акт, формулирующий общее правило, устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, тогда как сделка есть юридический факт, с которым нормы права связывают установление, изменение или прекращение правоотношений.
М.
М.
Агарков определяет сделки как правомерные юридические действия, совершаемые одним или несколькими лицами, выступающими в качестве субъектов имущественных (гражданских) прав, и устанавливающие, изменяющие или прекращающие гражданские правоотношения, на установление, изменение или прекращение которых они направлены23.
Сходное определение содержится в ст.
153 ПС РФ, согласно которой сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно п.
18 п.
1 ст.
48 Закона об акционерных обществах (п.
1 ст.
15 Закона о производственных кооперативах) принятие решения об участии общества (кооператива) в других юридических лицах входит в компетенцию общего собрания акционеров (членов кооператива).
Перечень актов, которые могут содержать нормы гражданского права, указанный в ст.
3 ГК РФ, является исчерпывающим и не включает в себя указания о каких-либо актах, принимаемых органами управления юридических лиц частного права.
Получается, что указанное решение общего собрания, принятое большинством голосов акционеров (членов), о намерении создать нового субъекта права можно квалифицировать в качестве гражданскоправовой сделки (ст.
153 ГК РФ), выражающей намерение самого юридического лица стать учредителем (участником) другого юридического лица.
Думается, что с позиций цивилистической науки и законодателя, решение, принятое коллегиальным органом юридического лица, не может 23 См.: Агарков М.
М, Избранные труды по гражданскому праву.
Т.
2.
М., 2002.
С.
338-342,360.
535

[Back]