Проверяемый текст
Козлова, Наталия Владимировна; Правосубъектность юридического лица по российскому гражданскому праву (Диссертация 2004)
[стр. 79]

предоставлением третьему липу156.
И.С.Перетерский, М.И.Брагинский и многие другие исследователи подчеркивают, что из договора в пользу третьего лица это лицо может непосредственно приобрести лишь
вытекающие из этою договора самостоятельное право требования, но не обязанность (ст,167 ГК РСФСР 1922г., ст.167 ГК РСФСР 1964г., ст.430 ГК РФ 1996г.)157.
Создаваемое на основе договора о совместной деятельности
хозяйственное общество может приобрести право требовать от учредителей исполнения принятых ими обязательств по внесению имущественных вкладов в его уставный капитал.
Однако
она не становится самостоятельным участником правоотношения, возникающего из этого договора.
Как пишет
Х.Ьахчисарайцев, договор о создании акционерного общества есть соглашение лиц, желающих создать общество, но не самого общества, которого в данный момент еще не существует как субъекта права.
Следовательно,
формальная воля будущего акционерного общества не может быть связана подобным соглашением1"*.
Основная функция договора учредителей о совместной деятельности по созданию
хозяйственного общества состоит в регламентации обязательственных отношений учредителей, определения их взаимных прав и обязанностей в процессе создания общества, а также обязанностей перед самим юридическим лицом.
Учредители обязуются друг перед другом соединить свои имущественные вклады и/или личные усилия для совершения фактических и юридических действий с целью создания нового субъекта права, принимая на себя все связанные с этим
вытоды и убытки.
Договором определяется организационно-правовая форма, предмет и цели деятельности юридического лица, права и обязанности "
s Новицкий И.Б.
Обязательства из договоров.
М., 1924.
С.49.
Псрстсрский И.С.
Сделки, договора.
//М ., 1929, с.70; Брагинский М.И..
Витрянский В.В.
Договорное право.
Книга первая: Общие положения.

!/ М., 1999, с.363-372.
358 Бахчисарайцев X.
Заметки по действующему акционерному законодательству //
Кжснедельник советской юстиции, 1923.
23, с.535.
79
[стр. 339]

339 Как справедливо указывает Н.
Г.
Александров, гражданско-правовой договор является юридическим актом, представляющим собой согласованные волеизъявления юридически равных субъектов4.
Конечно, договор о совместной деятельности по созданию юридического лица содержит элементы договора в пользу третьего лица (ст.
430 ГК РФ), т.е.
создаваемого учредителями нового субъекта права.
Именно в этом смысле можно говорить о том, что субъектный состав договора в пользу третьего лица не совпадает с субъектным составом порожденного им договорного правоотношения.
Как замечает Н.
С.
Ковалевская, третье лицо становится участником договорного правоотношения, но не стороной по договору, не субъектом соглашения5.
По мнению И, Б.
Новицкого, юридическая сущность договора в пользу третьего лица состоит в том, что должник обязуется перед кредитором совершить предоставление третьему лицу, исполняя которое он погашает и свой долг перед другой стороной, право требования которой погашается предоставлением третьему лицу6.
И.
С.
Перетерский, М.
И.
Брагинский и многие другие исследователи подчеркивают, что из договора в пользу третьего лица это лицо может непосредственно приобрести лишь
вытекающее из этого договора самостоятельное право требования, но не обязанность (ст.
167 ГК РСФСР 1922 г., ст.
167 ГК РСФСР 1964 г., ст.
430 ГК РФ 1996
г.)7.
Создаваемое на основе договора о совместной деятельности
юридическое лицо может приобрести право требовать от учредителей исполне4См.: Александров Н.
Г.
К вопросу о роли договора в правовом регулировании общественных отношений // Ученые записки.
Вып.
б.
М., 1947.
С.
72.
5 См.: Ковалевская Н.
С.
Договор в пользу третьих лиц граждан.
Дис.
...
канд.
юрид.
наук.
Л., 1988.
С.
31.
6См.: Новицкий И.
Б.
Обязательства из договоров.
М., 1924.
С.
49.
7 См.: Перетерский И.
С.
Сделки, договоры.
М., 1929.
С.
70; Брагинский М.
И., ВитрянскиЙ В.
В.
Договорное право.
Книга первая: Общие положения.

М., 1999.
С.
363-372.
329

[стр.,340]

ния принятых ими обязательств по внесению имущественных вкладов в его уставный капитал.
Однако
оно не становится самостоятельным участником правоотношения, возникающего из этого договора.
Как пишет
X.
Бахчисарайцев, договор о создании акционерного общества есть соглашение лиц, желающих создать общество, но не самого общества, которого в данный момент еще не существует, как субъекта права.
Следовательно,
формально воля будущего акционерного общества не может быть связана подобным соглашением8.
Заметим, что только п.
2 ст.
25 Закона об акционерных обществах обязывает учредителей акционерного общества уже при заключении договора о его создании полностью распределять между собой все размещенные акции, при этом разрешая их оплату в течение года с момента регистрации общества (п.
1 ст.
34).
На практике договоры о создании многих видов юридических лиц заключаются между небольшим числом учредителей, тогда как количество участников юридического лица нередко возрастает уже к моменту проведения учредительного собрания, на котором принимается решение о создании юридического лица (ст.
4 Закона о производственных кооперативах; ст.
6 Закона об общественных объединениях; и др.).
Сходный порядок создания акционерного общества, когда несколько учредителей заключали между собой договор о создании общества, но могли объявить открытую подписку на акции, был установлен законодательством дореволюционной России9, ст.
323-335 ГК РСФСР 1922 г., а также Положением об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью (п.
38-47)10.
В результате количество акционеров, лично или через представителя участвующих в проведении учредительно1 См.: Бахчисарайцев X.
Заметки по действующему акционерному законодательству //
Еженедельник советской юстиции.
1923.
№ 23.
С.
535.
*См.: Шершеневич Г.
Ф.
Курс торгового права.
Т.
1.
М., 2003.
С.
403-419; идр.


[стр.,341]

341 го собрания, значительно превышало число учредителей, которые обязы^ вались перед акционерами продать им соответствующее количество акций либо возвратить предварительно внесенные на счет учредителей в счет оплаты акций денежные средства или иное имущество.
Основная функция договора учредителей о совместной деятельности по созданию
юридического лица состоит в регламентации обязательственных отношений учредителей, определении их взаимных прав и обязанностей в процессе создания юридического лица, а также обязанностей перед самим юридическим лицом.
Учредители обязуются друг перед другом со^ единить свои имущественные вклады и/или личные усилия для совершения фактических и юридических действий с целью создания нового субъекта права, принимая на себя все связанные с этим
выгоды и убытки.
Договором определяется организационно-правовая форма, предмет и цели деятельности юридического лица, права и обязанности
учредителей по формированию его уставного капитала, распределяются расходы, связанные с разработкой учредительных документов, проведением учредительного собрания, регистрацией юридического лица и пр.
Ф После государственной регистрации юридического лица обязанность учредителей, как и других возможных участников создаваемого юридического лица, внести вклад в его уставный капитал является элементом содержания не обязательственного, а корпоративного отношения, возникающего между учредителями (участниками), самим юридическим лицом и лицами, осуществляющими функции его органов.
Правовым основанием этой обязанности являются учредительные документы созданного юридического лица и конкретные договоры по передаче отдельных видов ф имущества, заключаемые между юридическим лицом и каждым из учредителей (участников).
10Утверждено постановлением СМ СССР от 19 июня 1990 г.
№ 590//СП СССР.
1990.
№ 15.
Ст.
82.
341

[Back]