Проверяемый текст
Чичерова, Ирина Анатольевна; Земское и городское самоуправление в России второй половины XIX в. : Ист.-правовой анализ (Диссертация 1995)
[стр. 101]

101 другим недвижимым имуществом, «ценою не ниже 15 тыс.
руб.» промышленными или хозяйственными заведениями той же «капитальной ценности» или имеющие годовой оборот «не менее 6 тыс.
руб.»; выступать поверенным от частных владельцев, а «также от разных учреждении, компании и товариществ», которые владеют землей или иным недвижимым имуществом в указанных выше пределах; быть уполномоченным от владельцев земли, площадью не менее 1/20 от установленных нормативов (ст.
23).
Ст.
28 устанавливала круг, представленных в городских избирательных / • съездах.
Это: а) лица, имеющие купеческие свидетельства, б) владельцы находящихся на городской земле промышленных и торговых заведении с годовым оборотом капитала не менее 6 тысяч рублей, в) лица, владеющие на городской земле недвижимой собственностью (размер ее зависел от количества населения города) и г) поверенные юридических лиц (по терминологии закона * 1 1 • • "учреждений, обществ, компаний и товариществ"), подпадающих под условия пунктов "б" и "в".
/ л Съезды для выбора гласных от сельских обществ образовывались из выI г ■ борщиков, назначаемых волостными сходами из своей среды так, чтобы от • ' ■ • • • I каждого сельского общества находилось среди выборщиков не менее 1 представителя.
Затем съезды, составленные из выборщиков, должны были избиратьI
I непосредственно гласных в уездное земское собрание (ст.
30-32).
Все уездные гласные в соответствии со ст.
38 избирались на 3 года.
Никаких служебных•
i / преимуществ гласные не получали и содержания им не полагалось (ст.
39).i '
1 • " ’ Не могли быть избираемы в земские гласные по ст.
36: местные губернаторы, вице-губернаторы, члены губернских правлений, губернские и уездные прокуроры и стряпчие, атакже чины местной полиции.

Следствием закрепленной Положением 1864 г.
избирательной системы, < что из 318 уездов, в которых были введены земские учреждения, в 202 число
[стр. 30]

Такой подход должен был обеспечить преимущества для поместного дворянства.
Не случайно и председательство в избирательном съезде землевладельцев возлагалось на уездного предводителя дворянства (ст.
27).
Откровенное предпочтение, отдаваемое этими статьями помещикам, должно было послужить компенсацией дворянству за лишение его в 1861 г.
права управления крепостным населением.
В городских избирательных съездах по ст.
28 имели право голоса: а) лица, имеющие купеческие свидетельства, б) владельцы находящихся на городской земле промышленных и торговых заведений с годовым оборотом капитала не менее 6 тысяч рублей, в) лица, владеющие на городской земле недвижимой собственностью (размер ее зависел от количества населения города) и г) поверенные юридических лиц (по терминологии закона “учреждений, обществ, компаний и товариществ”), подпадающих под условия пунктов “б” и п н в .
Съезды для выбора гласных от сельских обществ образовывались из
выборщиков, назначаемых волостными сходами из своей среды так, чтобы от каждого сельского общества находилось среди выборщиков не менее 1 представителя.
Затем съезды, составленные из выборщиков, должны были избирать
непосредственно гласных в уездное земское собрание (ст.
30-32).
Все уездные гласные в соответствии со ст.
38 избирались на 3 года.
Никаких служебных
преимуществ гласные не получали и содержания им не полагалось (ст.
39).

Не могли быть избираемы в земские гласные по ст.
36: местные губернаторы, вицегубернаторы, члены губернских правлений, губернские и уездные прокуроры и стряпчие, а также чины местной полиции.

Структура органов земского самоуправления по Положению 1864 г.
была следующей: уездное земское собрание избирало на 3 года земскую управу из 2-х членов и председателя, являвшуюся исполнительным органом земского самоуправления (ст.
46).
Назначение содержания членам земской управы решалось уездным земским собранием (ст.
49).
Губернское земское собрание избиралось тоже на 3 года, но не непосредственно избирателями, а гласными уездных земских собраний губернии из их числа.
Оно избирало губернскую земскую управу, состоявшую из председателя и 6 членов.
При этом председатель земской управы губернии утверждался в должности министром внутренних дел (ст.
56).
Особенно важной с точки зрения обеспечения успешного выполнения земством своих функций была ст.
60, предоставившая земским управам право приглашать для “постоянных занятий по делам, вверенным ведению управ” посторонних лиц с назначением им вознаграждения по взаимному с ними соглашению.
Эта статья положила начало формированию так называемого “третьего элемента” земств, а именно земской интеллигенции: врачей, учителей, агрономов, статистиков, которые осуществляли практическую работу в земствах.
Но их роль ограничивалась лишь деятельностью в рамках принимаемых земскими учреждениями решений, самостоятельной роли в земствах они до начала XX в.
не играли .
Из 318 уездов, в которых были введены земские учреждения, в 202 число
гласных от землевладельцев составляло половину всего числа членов уездных собраний .
Численное преобладание в составе уездных земских собраний досталось, таким образом, дворянству.
Еще более ярко преобладание этого сословия отразилось в составе губернских земских собраний.
По данным на 1883-1886 гг.
из 2284 губернских земских гласных по 34 губерниям, где Положение 1864 г.
было введено в первую очередь, числилось дворян и чиновников 1862 (81,6%), купцов и мещан 251.(11,0%), духовных лиц 10 (0,5%), крестьян 157 (6,9%) .
Расписание числа гласных по уездам не пересматривалось вплоть до реформы 1890 г.
и сдерживало изменение социального состава земств, однако динамика имела место, процесс вытеснения дворянства из земских собраний шел объективно, параллельно с процессом его обезземеливания.
Высокий имущественный ценз при выборах в земские учреждения полностью отражал взгляд законодателя на земства как на учреждения хозяйственные.
Такой взгляд поддерживался рядом губернских земских собраний, особенно в губерниях с развитым зерновым хозяйством.
Отсюда довольно часто раздавались голоса о необходимости предоставления права крупным землевладельцам участвовать в деятельности земских собраний на правах гласных без выборов.
Это обосновывалось тем, что

[Back]