Проверяемый текст
Чичерова, Ирина Анатольевна; Земское и городское самоуправление в России второй половины XIX в. : Ист.-правовой анализ (Диссертация 1995)
[стр. 115]

дарства, а именно: доходы с собственного имущества, налоги и кредиты.
Закон предоставил земству главные условия его успешного функционирования: возможность иметь собственные источники доходов и право в известной степени самостоятельного расходования средств.

Положением 1864 г.
органы земского самоуправления осуществляли свою деятельность на началах самофинансирования, для чего они получили право облагать население подведомственных им территорий местными налогами и сборами.
Причем получаемые средства в соответствии со ст.
2 расходовались земствами самостоятельно для «удовлетворения земских потребностей».
Результаты превзошли самые смелые ожидания.
По сведениям, приводимым В.
Трутовским, финансовые поступления в бюджет земских органов 34 губерний составляли: в 1880 г.
36 млн.
рублей, 1890 —47 млн., 1900 —88 млн., 1911 188 млн., 1913 254 млн.
рублей .
Это весьма значительные суммы, которые позволили органам земского самоуправления решать многие важные для населения проблемы в области образования, здравоохранения, развития местного хозяйства и т.д.
t • В Положении 1864 г.
имелась ст.
108, согласно которой
"ближайшие указания о существе и порядке действий земских учреждений определяются 115 щественного призрения, народного продовольствия и взаимного страхования, а также в общих законах о податях и повинностях и в других постановлениях".
Эти дореформенные уставы совершенно не соответствовали особенностям земского самоуправления.
Поэтому оказалось необходимым наряду с земским Положением издать ряд временных правил по указанным в ст.
108 вопросам.
Сфера земских финансов регулировалась до 1899 г.
Временными правилами для земских учреждений по делам о земских повинностях, а позже -, ' * *
Уставом о земских повинностях.
В них устанавливался порядок составления земских смет и раскладок, иными словами доходной и расходной статей
[стр. 34]

правом самообложения (то есть введения собственной системы налогов), и уже поэтому не могло быть поставлено законом в те же условия, как любое другое юридическое лицо частного права.
Как бы законодательство XIX в.
ни отделяло органы местного самоуправления от органов государственного управления, но система хозяйства общины и земства была системой “принудительного хозяйства”, аналогичная по своим принципам с финансовым хозяйством государства.
Если принять взгляд, что общины и земства это юридические лица частного права, подобные любому другому частному союзу, любой частной компании, то нельзя говорить о системе принудительного обложения членов этих союзов даже в таких скромных размерах, каким было обложение земством земельной собственности.
Ибо принудительный способ обложения противоречит основному принципу всякого частного союза: подчинение каждого участника такого союза может быть только добровольным.
Следовательно, в характере хозяйства земства и частных союзов существовало резкое отличие, которое не нашло отражения в Положении 1864 г.
Источники доходов земства не отличались от источников доходов государства, а именно: доходы с собственного имущества, налоги и кредиты.
Закон предоставил земству главные условия его успешного функционирования: возможность иметь собственные источники доходов и право в известной степени самостоятельного расходования средств.

Наличие у земств права формирования и исполнения собственного бюджета отмечалось всегда как важное достижение земского самоуправления.
Но при этом не указывалось ни на степень самостоятельности земства в расходовании этих средств, ни на способ получения земством этих средств.
Уже в Положении 1864 г.
имелась ст.
108, согласно которой
“ближайшие указания о существе и порядке действий земских учреждений определяются в особых уставах: земских повинностей, путей сообщения, строительном, общественного призрения, народного продовольствия и взаимного страхования, а также в общих законах о податях и повинностях и в других постановлениях”.
Эти дореформенные уставы совершенно не соответствовали особенностям земского самоуправления.
Поэтому оказалось необходимым наряду с земским Положением издать ряд временных правил по указанным в ст.
108 вопросам.
Сфера земских финансов регулировалась до 1899 г.
Временными правилами для земских учреждений по делам о земских повинностях, а позже
Уставом о земских повинностях.
В них устанавливался порядок составления земских смет и раскладок, иными словами доходной и расходной статей
бюджета, деление земских расходов на обязательные и необязательные, а повинностей на денежные и натуральные.
В соответствии со ст.
152 Устава о земских повинностях земские сметы и раскладки составлялись на 3 года под “высшим наблюдением и руководством” министров финансов и внутренних дел.
Ст.
156 Устава предписывала необходимость изложения в земской смете всех статей предполагаемых расходов.
По ст.
96 проекты земских раскладок будущих сборов составлялись на каждый год губернской и уездными земскими управами.
Раскладки губернских и уездных земских сборов должны были утверждаться земскими собраниями (ст.
100).
Губернские и уездные земские собрания могли назначать следующие земские сборы, являвшиеся основными доходами земства: с недвижимых имуществ в городах и уездах, как то с земель, всякого рода зданий и сооружений; с торговых и промысловых свидетельств; с проезжающих по дорожным сооружениям и переправам, находящимся в ведении земства; а также с фабричных и заводских помещений в уездах (ст.
37).
Помимо земских сборов доходы земств дополнялись целевыми дотациями государства (например, на создание новых школ), а дефицит бюджета покрывался за счет торгово-промышленной деятельности земств.
Сохранилось множество документальных свидетельств о том, что земство заключало сделки с физическими и юридическими лицами, прибыль от которых зачислялась в доходную часть бюджета .
Основным источником доходов земства был поземельный сбор, который распределялся между казной и земством (ст.
112 Устава о земских повинностях).
Например, по сметам на 1887 г.
предположено было к поступлению на нужды губернского и уездных земств по Калужской губернии сборов на 868.817 рублей.
Из них взысканию с земель и других недвижимых имуществ

[Back]