Проверяемый текст
Писарькова Л.Ф. Название: Развитие местного самоуправления в России до Великих реформ: обычай, повинность, право. // Отечественная история. 2001. № 2. С. 3-23; № 3. С. 25-39.
[стр. 60]

ториальных общин проявлялось в том, что большинству из них была присуща вечевая форма управления.
В Х1-ХП вв.
значение веча в Древней Руси было велико.
Так, киевляне играли решающую роль в посажении и признании князей, заключавших
до2 говор (ряд) уже не только с "братьями и дружиной", но и "с кияны" .
На вече решались вопросы войны и мира, призвания князей и сбора средств для ведения военных действий.
Многие города (Киев, Новгород, Псков, Смоленск, Ростов и др.) состояли из более дробных административно-территориальныхj единиц концов.
Они представляли собой исторически сложившиеся общины, выросшие из древних родовых поселений, и имели свои веча .
Городское население подразделялось на десятки и сотни во главе с десятскими и сотскими и вместе с дружиной составляло княжеское войско.
Десятские и сотские сохраняли свое значение и в мирное время, о чем говорит их участие вг
4 г пирах князя Владимира наряду с боярами и нарочитыми мужами.
Решениям веча старого города подчинялись пригороды (новые города)
I .
и села, составлявшие его волость; их жители считали себя младшими относительно горожан.
Сельское население управлялось старостами, сохранявшими свое значение и во время военных действий .

t Однако с падением Киева вечевой быт не прекратил своего существования: в ХШ в.
его сохраняли все старинные города Северо-Западной и Северо-Восточной Руси.
Но главными вечевыми городами были Новгород и Псков.
Богатством этих торговых центров объяснялась самостоятельность городских общин, сумевших в течение почти двух столетий противостоять процессу централизации государства.

Коркунов Н.М.
Лекции по общей теории права.
СПб., 1909.
С.
268.
О Черептш JI.B.
К вопросу о характере и форме Древнерусского государства X
—XII в.
// Исторические записки.
1972.
Т.
89.
С.
362-364, 381, 384, 387, 389.
Арциховский А.В.
Городские концы в Древней Руси // Исторические записки.
1945.
Вып.
16.
С.
11-12.

4Соловьев СМ.
История России с древнейших времен.
Кн.
1.
С.
220, 222-223, 226-227.
[стр. 7]

Развитие государственного начала, характерное для княжений Владимира и Ярослава I, способствовало увеличению числа городов и росту их влияния.
Города стали правительственными центрами, где сидел "муж княж" посадник, а с учреждением епископских кафедр и церковными центрами.
Усиление роли князя в древнерусском государстве привело не к подавлению вечевых порядков, а к уменьшению значения старшин, что сказалось и на характере веча.
Городские веча стали общенародными: на них собирались уже не одни старцы, а все жители города42 .
С XI в.
вместо "градских старцев" источники называют "лучших людей", которые, по наблюдению Ключевского, обычно выступали посредниками между князем и городским вечем "как представители и вместе коноводы вечевых сходок"43 .
Некоторые советские историки, в том числе и М.Н.
Тихомиров, высказали предположение, что "лучшие люди", как наиболее состоятельные и активные участники веча, составляли особый орган власти — городской совет, решения которого принимались вечем44 .
В Х1-ХП вв.
значение веча в Древней Руси было велико.
Так, киевляне играли решающую роль в посажении и признании князей, заключавших
договор (ряд) уже не только с "братьями и дружиной", но и "с кияны"45 .
На вече решались вопросы войны и мира, призвания князей и сбора средств для ведения военных действий46 .
Многие города (Киев, Новгород, Псков, Смоленск, Ростов и др.) состояли из более дробных административно-территориальных единиц концов.
Они представляли собой исторически сложившиеся общины, выросшие из древних родовых поселений, и имели свои веча47 .
Городское население подразделялось на десятки и сотни во главе с десятскими и сотскими и вместе с дружиной составляло княжеское войско.
Десятские и сотские сохраняли свое значение и в мирное время, о чем говорит их участие в
пирах князя Владимира наряду с боярами и нарочитыми мужами.
Решениям веча старого города подчинялись пригороды (новые города)
и села, составлявшие его волость; их жители считали себя младшими относительно горожан.
Сельское население управлялось старостами, сохранявшими свое значение и во время военных действий48 .

Таким образом, до ХШ в.
в древнерусском государстве наряду с княжеской властью действовала и развивалась вечевая власть, уходившая корнями в догосударственную организацию племен.
По определению А.А.
Кизеветтера, в основании политической системы Руси X-XIII вв.
"лежал дуализм княжеской и вечевой власти", при котором ни отношения этих властей, ни организация веча "не опирались на твердо установленные начала".
Это обстоятельство "открывало широкий простор для насильственных столкновений и лишало государственную жизнь устойчивых оснований"49 .
Зыбкое равновесие между этими двумя властями было нарушено после смерти Ярослава I (1054), когда с увеличением княжеского рода очередь княжения в Киева все более запутывалась, порождая ссоры и усобицы.
В XII в., писал В.О.
Ключевский, князь снова стал "бродячим гостем области, подвижным рыцарем, каким он был два века назад".
Непрочность княжеской власти способствовала восстановлению значения городов как руководителей областей.
С этого времени "веча появляются в летописи все чаще и шумят все громче".
Как считал историк, именно борьба княжеского и городового порядков, когда "один объединял землю посредством очередного княжеского владения, а другой разбивал ее на самостоятельные городовые волости"50 , определяла характер событий последнего периода истории Древней Руси.
42 С о л о в ь е в С .
М .
История России с древнейших времен // Сочинения.
Кн.
I.
С.
214.
43 К п ю ч е в с к и й В .
О .
Терминология русской истории // Сочинения.
В 9 т.
Т.
6.
Специальные курсы.
М.
1989.
С.
115, 143-144.
44 Т и х о м и р о в М.Н.
Древнерусские города.
М.
1956.
С.
217.
Ч е р е п н и н Л .
В .
К вопросу о характере и форме древнерусского государства X
начала XIII в.
// Исторические записки.
Т.
89.
М.
1972.
С.
484, 386-387.
45 Ч е р е п н и н Л .
В .
Указ.
соч.
С.
362-364, 381, 384, 387, 389.
46 Ключевский В.
О.
Боярская Дума Древней Руси.
С.
40-48, Ф р о я н о в И .
Я .
Киевская Русь.
Очерки социально-экономической истории.
Л.
1974.
С.
150-151, 156-157, 166.
47 А р ц и х о в с к и й А .
В .
Городские концы в Древней Руси // Исторические записки.
1945.
Вып.
16 С.
11-12.

48 С о л о в ь е в С .
М .
История России с древнейших времен // Сочинения.
Кн.
I.
С.
220, 222-223, 226 227.
49 К и з е в е т т е р А .
А .
История России // Россия Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
С.
449.
50 К л ю ч е в с к и й В .
О .
Боярская Дума Древней Руси.
С.
47-48.


[стр.,8]

Напомним, что отсутствие наряда (порядка) среди северных племен, по свидетельству летописца, было главной причиной создания древнерусского государства, а если продолжить эту линию, то отсутствие наряда стало и одной из причин его распада.
Разница заключалась лишь в том, что в IX в.
враждующее население призвало князей, а в XIII в.
оно само бежало от враждующих князей в более безопасные северные районы.
Нашествие кочевников довершило распад Древней Руси.
Однако с падением Киева вечевой быт не прекратил своего существования: в
XIII в.
его сохраняли все старинные города Северо-Западной и Северо-Восточной Руси.
Но главными вечевыми городами были Новгород и Псков.
Богатством этих торговых центров объяснялась самостоятельность городских общин, сумевших в течение почти двух столетий противостоять процессу централизации государства.

Зачатки общинно-вечевого управления Новгорода относятся к древнейшему периоду.
С XII в.
вече освободилось от власти князя и добилось права избрания посадника, тысяцкого и даже епископа, т.е.
всей высшей администрации города.
В XIII в.
вечевая организация достигла своего расцвета.
Развитие политических вольностей шло параллельно с расширением территории княжества и ростом его экономического могущества.
В отличие от Киева вечевая организация Новгорода и Пскова имела более прочные корни, так как включала множество общественных союзов, имевших свои веча и свои выборные исполнительные органы.
В Новгороде низшей административно-территориальной единицей с правом самоуправления была улица.
Решением хозяйственных дел улицы занималось вече, выбиравшее двух и более "улицких" старост.
Старосты представляли интересы улицы в отношениях с князем и другими должностными лицами, контролировали земельные отношения, участвовали в суде.
Каждая улица имела вечевую избу и свою печать51 .
Улицы составляли пять концов города; каждый из них имел вече, печать и свою казну, избирал старост и владел землей.
Концы выполняли административные, судебные, военные и даже дипломатические функции, а их старосты формировали ополчения, составлявшие новгородское войско, участвовали в переговорах и суде, распределяли повинности между жителями концов и разбирали споры.
Общегородское вече признавалось законным лишь при участии представителей всех пяти концов52 .
Жители Новгорода подразделялись не только на улицы и концы, но и на сотни.
Это были не территориальные (за исключением "Княжей ста"), а фискальные единицы, включавшие с конца XII в.
только торгово-ремесленное население.
Входившие в состав сотен горожане (в каждом конце было по две сотни) избирали сотских старост, платили налоги и выполняли натуральные повинности; десять сотен как военные формирования составляли тысячу Новгорода.
Сотни подчинялись тысяцкому как в военном, так и в судебном отношении: тысяцкий возглавлял торговый суд, куда входили десять сотских старост53 .
Общегородское вечевое собрание свободных граждан было носителем верховной власти Новгорода.
Правомочными считались лишь те собрания, в которых участвовали не только должностные лица, но и представители всего населения "и бояре, и житьи люди, и купцы, и черные люди, и весь господин государь Великий Новгород, все пять концов..."54 .
Вече рассматривало важнейшие вопросы внутренней и внешней политики: утверждало уставы и законы, выдавало жалованные грамоты, приглашало и изгоняло князя, избирало посадника, тысяцкого и епископа (с 1165 г.
архиепископа).
Оно собиралось на Торговой площади по звону колокола.
Владыка в вече не участвовал, но посылал своего представителя и благословлял участников.
С помоста ("степени") посадник или другие должностные лица оглашали повестку собрания.
Подсчета голосов не было, решения принимались по силе крика участников.
В случае разногласий недовольные собирали свое вече на Софийской стороне.
Тогда противники встречались на мосту через Волхов, и нередко только вмешательство духовенства предотвращало кровопролитие.
Решения веча оформлялись вечевым дьяком в вечевой избе55 .
51 Там же.
С.
202.
Щ а п о в Я .
Н .
О функциях общины в Древней Руси // Общество и государство в феодальной России.
М., 1975.
С.
14, 20 25, 34, 41.
Б у р о в В.
А.
Очерки истории и археологии средневекового Новгорода.
М.,1994.
С.
16—47.
52 М а р т ы ш и н О .
В .
Вольный Новгород.
Общественно политический строй и право феодальной республики.
М, 1992.
С.
241-249.
53 Б у р о в В .
А .
Указ.
соч.
С.
101-113.
54 М а р т ы ш и н О .
В .
Указ.
соч.
С.
182.
55 Там же.
С.
174-178, 222-224.

[Back]