Проверяемый текст
Писарькова Л.Ф. Название: Развитие местного самоуправления в России до Великих реформ: обычай, повинность, право. // Отечественная история. 2001. № 2. С. 3-23; № 3. С. 25-39.
[стр. 65]

п лах, "исключавших вечевой элемент" .
В XIV в.
русский город "из цельного политического организма" превратился "в конгломерат ничем между собой не связанных тяглых единиц .
Их жители по своему положению заметно отличались от граждан Киева и Новгорода и в правовом отношении были
бли-I же к сельским жителям.
Аналогичные изменения произошли и в сельской общине.
Переселившееся с юга население утратило прежние общинные связи, его положение
I определялось уже не принадлежностью к тому или иному мируэа условиями ё договора с удельным князем.
В таких условиях сельские общины, создаваемые нередко самими князьями , носили характер зависимых от государства неполноправных тяглых единиц .
Не последнюю роль в утверждении тяглого начала сыграло разорение и разграбление городов и сел в ходе татаромонгольского нашествия.
Соответствующим образом изменилось и правовое положение населения.
В XIV в., как писал В О.
Ключевский, "посажанин сливается в один класс с поселянином под общим названием черного человека", а в Москов-,'
• г • ском государстве эти два элемента "соединялись в одном областном мирском; учреждении в земской избе, сливались в один уездный тяглый мир", включавший "черносошных людей и людей черных сотен и слобод" .
До Уложения 1649 г.
в правовом отношении не было отличий между посадским человеком и крестьянином .

Кизеветтер А.А.
История России...
С.
451; Юлочевскии В.О.
Боярская Дума Древней Руси.
С.
95-96.
V Соловьев С.М.
Шлецер и антиисторическое направление // Сочинения.
Кн.
XVI.
С.
Дитятин И.И.
Устройство и управление городов России.
Т.1.
С.
108.

КотляровА.Н.
Средневековый тип государственности и его русская модель XIV-XVI вв.
// Сословия и государственная власть в России.
XVсередина XIX вв.
Ч.
1.
С.
216.

5Данилова Л.В.
Указ.
соч.
С.
228-229.
6Ключевский В.О.
Боярская Дума Древней Руси.
С.
96.
7Платонов С.Ф.
Указ.
соч.
С.
367-368.
[стр. 11]

употреблялось в самом широком смысле и означало "всякое совещание нескольких лиц и всякое собрание народа".
Соловьев не без иронии заметил, что автор, обнаружив вечевой быт в московских волнениях XIV-XV вв., не нашел его в подобных им выступлениях москвичей XVIIXVIII вв.
только потому, что слово вече к тому времени уже вышло из употребления.
Он возражал и против утверждения Сергеевича, что вече было не только в главных, но и во многих второстепенных и даже третьестепенных городах.
В качестве доказательства Соловьев приводит место из летописи, показывающее, что к вечам привыкли главные города, а младшие или пригороды привыкли исполнять их решения: "На чем старшие положат, на том пригороды станут".
Истолковать этот источник в ином смысле, пишет Соловьев, означает подвергнуть его "ученой пытке"75 .
Таким образом, города Северо-Восточной Руси утратили значение политических и административных центров, какое они имели в удельно-вечевой период.
В XIV в.
русский город "из цельного политического организма" превратился "в конгломерат ничем между собой не связанных тяглых единиц"76 .
Их жители по своему положению заметно отличались от граждан Киева и Новгорода и в правовом отношении были
ближе к сельским жителям.
Аналогичные изменения произошли и в сельской общине.
Переселившееся с юга население утратило прежние общинные связи, его положение
определялось уже не принадлежностью к тому или иному миру, а условиями договора с удельным князем.
Если в Древней Руси пришельцем был князь, а владельцем земли община, то в Северо-Восточной Руси земля, на которую садилось пришлое население, принадлежала князю, что вело к усилению его власти.
В таких условиях сельские общины, создаваемые нередко самими князьями77 , носили характер зависимых от государства неполноправных тяглых единиц78 .
Не последнюю роль в утверждении тяглого начала сыграло разорение и разграбление городов и сел в ходе татаромонгольского нашествия.
Соответствующим образом изменилось и правовое положение населения.
В XIV в., как писал В.О.
Ключевский, "посажанин сливается в один класс с поселянином под общим названием черного человека", а в Московском
государстве эти два элемента "соединялись в одном областном мирском учреждении в земской избе, сливались в один уездный тяглый мир", включавший "черносошных людей и людей черных сотен и слобод"79 .
До Уложения 1649 г.
в правовом отношении не было отличий между посадским человеком и крестьянином80 .

С этого времени надолго разошлись пути развития европейских и русских городов.
Уже в XIII-XIV вв.
многие города Европы в результате вооруженной борьбы или, как в Магдебурге, путем выкупа ряда должностей освободились от власти сеньоров и епископов и превратились в вольные самоуправляющиеся общины.
Сложившееся в это время немецкое городское право, так называемое Магдебургское право, закрепляло за городами значительные привилегии, самостоятельность в области суда, их право на самоуправление и освобождало горожан от многих налогов.
В середине XV в.
самоуправление по Магдебургскому праву получили и русские города, оказавшиеся под властью Литвы81 .
Показательно, что именно в это время в неравной борьбе с московскими князьями Новгород утратил остатки прежней вольности.
В таких условиях русские города не могли иметь политической самостоятельности и подобно европейским городам быть вольными общинами.
Однако положение городов Северо-Восточной Руси в исторической литературе оценивается по-разному.
Историки государственной школы, исходя из конкретно-исторических условий развития русских городов, противопоставляли их как европейским, так и "вечевым" городам Дрвней Руси.
В работах советских историков, особенно 1930 первой половины 1950-х гг., по этому вопросу утвердился другой взгляд.
Руководствуясь общей характеристикой феодальной 75 С о л о в ь е в С.М.
История России с древнейших времен // Сочинения.
Кн.
I.
Дополнения.
С.
659-661.
Различное толкование слова вече в русских летописях отмечали и другие историки (см.
напр.
П л о щ и н с к и й Л .
О .
Указ.
соч.
С.
68 71).
76 Д и т я т и н И .
И .
Устройство и управление городов России.
Т.
1.
С.
108.

77 К о т л я р о в А .
Н .
Средневековой тип государственности и его русская модель XIV—XVI вв.
// Сословия и государственная власть в России XV середина XIX вв.
Ч.
1.
С.
216.

78 Д а н и л о в а Л .
В .
Указ.
соч.
С.
228-229.
79 К л ю ч е в с к и й В .
О .
Боярская Дума Древней Руси.
С.
96.
80 П л а т о н о в С .
Ф .
Указ.
соч.
С.
388.
81 С о л о в ь е в С .
М .
История России с древнейших времен // Сочинения.
Кн.
II.
С.
515-516.

[Back]