Проверяемый текст
Чичерова, Ирина Анатольевна; Земское и городское самоуправление в России второй половины XIX в. : Ист.-правовой анализ (Диссертация 1995)
[стр. 97]

Вторым основополагающим законодательным актом, регламентировавшим организацию и деятельность земского самоуправления являлось Положение о земских учреждениях 1890 г.
Оно, по словам проф.
В.И.
Фадеева, преследовало цель «устранить те недостатки», которые были выявлены более чем двадцатипятилетней практикой существования земских учреждений .
Прежде всего, законодатель в новом Положении принципиально измеI нил подход к определению места и роли земских органов в системе государственного механизма.
Как указывалось в объяснительной записке к данномус акту, «главные причины существующего неустройства в земстве заключаются в обособленности земских учреждений от установлений правительственных.
Рознь между администрацией и земскими учреждениями являются естественным последствием усвоенного в 1864 г.
нашим законодателем взгляда на земство и его интересы как на нечто особое от государства и его потребностей, взгляд, который выразился на практике предоставлением земству самостоятельной, через посредство выборных исполнительных его органов, деятельf ности по предметам местного хозяйства и благоустройства.
Отсюда происхо-'I дит отсутствие единства и согласия в действиях правительственных и земских властей, а нередко и явный между ними антагонизм» .
Как видно из сказанного в практике строительства земского самоуправления возобладали идеи «государственной» школы.
Земское самоуправления охватывало два территориально-административных уровня: губерния и уезд.
Причем ведущая роль отводилась уезду, ко-< , • / торый выступал основной единицей земского самоуправления.
Губернское самоуправление же, в самой своей организации, опиралось на уездное.
Особенно показательным в этом плане является то, что уездные земские собра* ния, обладавшие распорядительной властью, избирались непосредственно изф , , J бирательными собраниями и волостными сходами, а губернские земские соб97 Фадеев В.И.
Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.
М., 1996.
С.
11.
[стр. 29]

Чтобы сделать выводы о достоинствах и недостатках земских реформ второй половины XIX в.
во всех их многочисленных чертах, нам представляется важным выделить три основные сферы, в которых можно объединить более или менее полно все вопросы становления и развития российского местного самоуправления рассматриваемого периода.
Этими сферами являются: организация местного самоуправления, куда включаются особенности его избирательной системы и структура его органов; компетенция местного самоуправления, охватывающая круг его полномочий и пределы власти; степень самостоятельности земского самоуправления, т.е.
те отношения, в которых земское самоуправление находилось с правительственной властью, а именно, каким образом осуществлялся надзор государства за его деятельностью.
Рассматривая эти вопросы в указанной последовательности, представляется необходимым дать сравнительный анализ законодательства о земском самоуправлении разных периодов в пределах очерченных нами хронологических рамок исследования.
Традиционно выделяются два крупных периода в регулировании земского самоуправления: 1) период с момента принятия Положения о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 г.
до принятия Положения о земских учреждениях 12 июня 1890 г.
и 2) период действия Положения 1890 г.
Следуя этой традиции, нам представляется необходимым проанализировать каждый закон, выделяя при этом общее и особенное в соответствии с планом рассмотрения указанных проблем.
Необходимо отметить, что рассмотрение в настоящем исследовании земского самоуправления ограничивается периодом с середины до конца XIX в.
Положение 1890 г.
действовало до 1917 г.
Но начало XX века и дальнейшие годы вплоть до 1918 г.(ликвидация земских учреждений) были ознаменованы целым рядом измененений в социально-политическом строе России, отразившихся на положении земского самоуправления, поэтому этот период развития земств заслуживает отельного исследования.
Земское Положение 1864 г.
базировалось на 3-х принципах: 1) всесословный характер земского представительства; 2) круг деятельности земства был ограничен хозяйственными вопросами; 3) в этих пределах ему была предоставлена самостоятельность.
Основной административно-территориальной единицей земского самоуправления являлся уезд.
Самоуправление губерний уже в самой своей организации опиралось на уездное.
Уездные земские собрания, обладавшие распорядительной властью, избирались непосредственно
избирательными.
собраниями и волостными сходами, а губернские земские
собрания избирались уездными собраниями из числа их гласных.
Органы уездного и губернского земского самоуправления составляли единую систему.
Но формирование губернских и уездных учреждений происходило на совершенно разной основе.
Отвергнув организацию избирательных групп на начале сословности, Положение 1864 г.
не вводило тем не менее территориальных избирательных округов, а разделило население уезда на три группы по роду имущества: частные землевладельцы, городские общества и сельские общества (ст.
14) .
Такое деление было принято потому, что в нем сохранялся отчасти исторический характер сословного деления населения России, j Прямо сословное деление было отвергнуто на основании того, что земские учреждения имеют в основании не сословные, а общие хозяйственные интересы известной местности .
В соответствии со ст.
16 избиратели образовывали 3 избирательных съезда: съезд уездных землевладельцев, съезд городских избирателей и съезд выборных от сельских обществ.
В первом участвовали физические лица и представители юридических лиц, владеющих в уезде землей в количестве, особо определенном для каждого уезда или другим недвижимым имуществом, ценностью не ниже 15 тысяч рублей, или “промышленным или иным хозяйственным заведением не ниже той же капитальной ценности” (ст.
23, п.
“б”).
При этом устанавливалось, что при вычислении площади земли, дающей право участия в первом избирательном съезде, не имеет значения, состоит ли означенная земля в непосредственном распоряжении владельца по праву собственности или отведена в постоянное пользование крестьян, или же отдана в аренду другим лицам (ст.
26).

[Back]