Проверяемый текст
Бестаев, Алан Омарович; СПОСОБЫ СОБИРАНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ (Диссертация 2007)
[стр. 125]

разыскной деятельности выступает интерпретация1 .
Оперативно-разыскная информация в концепции определяется М.П.
Поляковым как альтерпроцессуальная
(от лат.
alter ~ другой + процессуальный = другая процессуальная информация).
Предлагаяэтот термин, М.П.
Поляков подчеркивает некорректность применения к современной оперативноразыскной информации такой характеристики, как непроцессуальная.
Альтерпроцессуальность это процедурность способа производства результатов ОРД, но в то же время отделение указанного способа от процессуальности уголовного судопроизводства2.
Основной методологической предпосылкой концепции выступает признание аргументационной силы всякого процедурного метода,
легализованного законом.
Автор концепции предлагает применять правила о допустимости результатов ОРД в качестве уголовно-процессуальных доказательств не на входе результатов О Р Д в уголовный процесс, а на выходе с
оперативноразыскного «производства», т.
е.
на последнем этапе изготовления указанного информационного продукта.
Иначе говоря, правила о допустимости результатов ОРД должны быть соблюдены уже в ходе производства
оперативно-разыскной информации, что возможно лиш ь в случае принятия идеи: ОРД есть полноценная технология по производству достоверного информационного продукта.
В случае принятия идеи на методологическом уровне, на практике в сфере технологии следует ожидать устранения неоправданных повторов методов познания и дублирования в удостоверении информации о криминале.
При таком подходе, по мнению М.П.
Полякова, проверка источника
оперативно-разыскной информации может быть заменена диалогом следователя и оперативного работника.
У органов, ведущих уголовный процесс, появится возможность ограничивать проверку генезиса
оперативно-разыскной информацииуровнем 1 См.: Поляков М.П.
Концепция
уголовно-пропессуальной интерпретации результатов оперативно-разыскной деятельности // Государство и право.
2005.
№ 11, С.
47-51.
2 См.: Поляков М.П.
Концепция уголовно-процессуальной интерпретации результатов
оперативно-разыскной деятельности // Государство и право.
—2005.
№ 11.
— С.
49.

125
[стр. 73]

73 информация» лежит способ ее производства оперативно-розыскная'деятельность производственная характеристика информации, которая подчеркивает, что это сведения, полученные соответствующим образом, в данном случае оперативно-розыскным способом.
Оперативно-розыскная информация в контексте концепции уголовно-процессуальной интерпретации результатов ОРД определяется МП.
Поляковым как альтерпроцессуальная
информация (от лат.
alter другой + процессуальный = другая процессуальная информация).
Акцент на альтерпроцессуальности подчеркивает процедурность способа производства результатов ОРД, не позволяя в то же время слиться указанному способу с процессуальностыо уголовною судопроизводства Таким образом, основной методологической предпосылкой концепции выступает признание аргументационной силы всякого процедурного метода, признанного законом.
В то же время автор подчеркивает, что практика судопроизводства часто сталкивается с проблемами конкуренции познавательных технологий, и называет случаи, когда криминальная ситуация становится предметом рассмотрения в рамках нескольких судопроизводств одновременно.
В связи с этим суждением, нам, например не вполне ясно, почему вышеизложенные доводы не могут быть применены к познанию осуществляемому защитником в уголовном судопроизводстве? Закон, напомним, дозволяет ему собирать доказательства, и по сравнению с оперативно-розыскной, его деятельность вполне технологична (структура та же, опирается и на нормы принципы УПК РФ, и на адвокатскую этику', ответственность за нарушение которой весьма действенна).
Ссылка автора концепции на особую (специфичную) процеесуальность ОРД, суть которой заключается в том, что технология оперативно-розыскной деятельности являет собой смешанное (синтез процессуального и непроцессуального) производства, с нашей точки зрения не вполне корректна.
Собирание и представление доказательственной информации защитником но уголовному делу точно так же является смссыо процессуального и непроцессуального.
В

[стр.,74]

74 аргументационном плане, убедительность результатов ОРД и результатов познания защитником, зависит собственно не от самих результатов, а от способностей их представлять, интерпретировать (т.е.
от риторических способностей интерпретантов).
Все же М.П.
Поляков считает, что результаты ОРД обладают особыми аргументационными качествами, и полагает, что вся технологическая цепочка по изготовлению результатов ОРД должна находиться в рамках уголовно-розыскного процесса.
Результаты тайных операций с привлечением широкого спектра творческих методов познания криминала должны обрабатываться через систему легитимных ОРМ (указанных в ст.
6 Федерального закона об ОРД).
Пройдя через все стадии уголовно-розыскного процесса, оперативно-розыскная информация должна поступать в уголовный процесс уже в виде готового информационного продукта.
Исходя из сказанного, автор предлагает применять правила о допустимости результатов ОРД в качестве, например, уголовно-процессуальных доказательств не на входе результатов ОРД в уголовный процесс, а на выходе их с оперативно-розыскного «конвейера», т.е.
на последней стадии изготовления указанного информационного продукта.
Резюме: ОРД есть полноценная технология по производству достоверного информационного продукта.
Но в результате автор фактически приходит к выводу о «полицейском расследовании», предшествующем досудебному уголовно-процессуальному.
Легко предположить, что со временем, досудебное доказывание в целом и будет состоять из такого рода деятельности.
Не секрет, что в настоящее время оперативные сотрудники в массе своей считают следователей «оформителями», «писарями» и т.п.
Отсюда вывод о ненужности предварительного расследования и т.д.
Принимая во внимание идею состязательности и равноправия сторон, нет никаких оснований отказать стороне защиты в праве собирать доказательства аналогичными способами (естественно не путем проведения ОРМ, а иными процессуальными, оговоренными УПК РФ), и признавать их соответственно, готовым процессуальным продуктом.
Как было уже сказано, доказательство приобретает свойство такового только после его процессуального закрепления и оформления в установлен

[стр.,114]

114 другая процессуальная информация).
Вводя указанный термин в научный оборот, М.П.
Поляков тем самым подчеркивает некорректность применения к современной оперативно-розыскной информации такой характеристики, как непроцессуальная.
Акцент на альтерпроцессуальность это и унор на процсдурность способа производства результатов ОРД, и в то же время отделение указанного способа от процессуальяости уголовного судопроизводства1 .
Иными словами, основной методологической предпосылкой концепции выступает признание аргументационной силы всякого процедурного метода, легализованного законом.
Автор концепции предлагает применять правила о допустимости результатов ОРД в качестве уголовно-процессуальных доказательств не на входе результатов ОРД в уголовный процесс, а на выходе с
оперативно-розыскного «производства», т.
е.
на последнем этапе изготовления указанного информационного продукта.
Иначе говоря, правила о допустимости результатов ОРД должны быть соблюдены уже в ходе производства
оперативно-розыскной информации, что возможно лишь в случае принятия идеи: ОРД есть полноценная технология по производству достоверного информационного продукта.
В случае принятия идеи на методологическом уровне, на практике в сфере технологии следует ожидать устранения неоправданных повторов методов познания и дублирования в удостоверении информации о криминале.
При таком подходе, по .мнению М.П.
Полякова, проверка источника
оперативно-розыскной информации может быть заменена диалогом следователя и оперативного работника.
У органов, ведущих уголовный процесс, появится возможность ограничивать проверку генезиса
оперативно-розыскной информации уровнем производителя информационного продукта.
Следователь, прокурор и суд при исследовании сведений, первоисточник которых не может быть разглашен, вполне смогут ограничиваться пояснениями оперативного работника или руководителя оперативнорозыскного аппарата.
Таким образом, правила о допустимости доказательств 1 См.: Поляков М.П.
Концепция
уголовно-процессуальной интерпретации результатов
оперативно-розыскной деятельности // Государство и право.
2005.
-№ 11.
С.
49.

[Back]