Проверяемый текст
Бестаев, Алан Омарович; СПОСОБЫ СОБИРАНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ (Диссертация 2007)
[стр. 167]

исполнению экспертного исследования.
В этом случае у следователя будет возможность изменить ситуацию, пока образцы для исследования не израсходованы.
То обстоятельство, что суды не соглашаются в абсолютном большинстве случаев с доводами защиты и, принимая решение, часто дополняют доводы обвинения, на котором лежит обязанность опровержения согласно ч.
4 ст.
235
УПК РФ, своими уточнениями, комментариями, выводами, не может расцениваться как несоблюдение судом требования-ч.
3 ст.
15 УПК РФ.

Из вышеприведенных примеров видно, что ситуация с процедурой назначения и производства экспертиз В'стадии предварительного расследования не идеальна.
Типичные ошибки, совершаемые следователями и
дознавателями, часто выражаются втом, что почти по каждому второму уголовному делу о преступлениях против жизни и здоровья, а также против половой неприкосновенности не назначались необходимые экспертизы.
В.
каждом седьмом случае'это касалось экспертиз, которые в соответствии со ст.
196 УПК РФ должны проводиться в обязательном порядке.
Каждая-третья экспертиза назначалась несвоевременно и в каждом третьем случае перед экспертом ставились не все вопросы, подлежащие выяснению по делу1 .

В свою очередь сторона защиты заявляет зачастую немотивированные ходатайства, не указывая в чем конкретно выражается нарушение закона допущенное при собирании доказательств.
Так, по делу № 2-38/07 по обвинению Фокиной А.В.
и Хазова Н.С.
в совершении преступлений, предусмотренных п.
«б» ч.
2 ст.
131, п.п.
«ж,з» ч.
2 ст.
105 и др.
УК РФ (Жуковец Н.В.), согласно протокола судебного заседания, адвокатом было заявлено ходатайство о признании ряда доказательств недопустимыми в связи с тем, что они получены с нарушением закона.
По ходатайству государственного обвинителя, стороне обвинения было предоставлено время для проведения прокурорской 1 См.: Соловьев А.Б.
Доказывание по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (досудебные стадии): Научно-практическое пособие для следователей.
М., 2003.
-С .

114.

167
[стр. 130]

130 46/04 и т.
д.)1 , понимая под нарушениями правил собирания доказательств любые несоответствия, ошибки, в том числе и абсолютно несущественные, т.
е.
устранение которых возможно в процессе досудебного производства и которые не повлияли на справедливость приговора.
Нарушения или несоответствия процесса назначения экспертизы, нс влияющие на достоверность се результатов, должны устанавливаться и устраняться в досудебном производстве, в том числе и с помощью стороны защиты.
Неустраненис выявленных нарушений, отступлений и прочего по вине обвинения обусловливает применение правила «двусторонней асимметрии» в оценке юридической силы доказательств.
Сущность которого, в праве каждой из сторон на использование доказательств собранных с нарушениями требований закона по вине другой стороны.
А так же на использование стороной защиты доказательств, полученных с нарушениями закона по вине ее представителей, которые не были устранены, компенсированы стороной обвинения в досудебном производстве Обнаружение в суде подобных недочетов должно обусловить возврат дела на дополнительное расследование либо устранение их самим судом в судебном заседании.
То обстоятельство, что суды не соглашаются в абсолютном большинстве случаев с доводами защиты и, принимая решение, часто дополняют доводы обвинения, на котором лежит обязанность опровержения согласно ч.
4 ст.
235
У!ПСРФ, своими уточнениями, комментариями, выводами, не может расцениваться как несоблюдение судом требования ч.
3 ст.
15 УПК РФ.

Тем не менее, декларируемая в уголовно-процессуальном законе пассивность суда нам кажется неоправданной даже в условиях отказа законодателя от концепции объективной истины.
Из вышеприведенных примеров видно, что ситуация с процедурой назначения и производства экспертиз в стадии предварительного расследования не идеальна.
Типичные ошибки, совершаемые следователями и
дознава1 См.: Архив Нижегородского областного суда.
Н.
Новгород, 2003-2004, уголовные дела №2-29/03; № 2-30/03; № 2-46/04.


[стр.,131]

131 телями, часто выражаются в том, что почти по каждому второму уголовному делу о преступлениях против жизни и здоровья, а также против половой неприкосновенности не назначались необходимые экспертизы.
В каждом седьмом случае это касалось экспертиз, которые в соответствии со ст.
196 УПК РФ должны проводиться в обязательном порядке.
Каждая третья экспертиза назначалась несвоевременно и в каждом третьем случае перед экспертом ставились не все вопросы, подлежащие выяснению по делу'.

Как мы уже отмечали, при изучении материалов следственной и судебной практики обращает на себя внимание обжалование стороной защиты результатов следственных действий, проводимых с участием понятых по мотиву личной заинтересованности приглашенных понятых.
По ранее упоминавшемуся делу № 2-40/031 2по обвинению Храмойкина по п.
«б» ч.
4 ст.
290, ст.
292 УК РФ в соответствии со ст.
235 УПК РФ защитник подсудимого заявил ходатайство об исключении из числа доказательств результатов следственных действий, проведенных с участием понятых.
То, что в качестве понятых были привлечены военнослужащие рядового и сержантского состава, которые по своему служебному положению являются подчиненными по отношению к следователям, имеющим офицерские звания, нарушает ст.
60 УПК РФ.
Привлеченные в качестве понятых лица не являются незаинтересованными.
Проведя предварительное слушание, обсудив ходатайство адвоката, суд нашел его неподлежащим удовлетворению в полном объеме, указав следующее: то обстоятельство, что при проведении следственных действий следователями военной прокуратуры, имеющими офицерские звания, в качестве понятых участвовали военнослужащие рядового и сержантского состава, проходящие срочную службу, не делает этих понятых заинтересованными в исходе дела.
1См.: Соловьев Л.Б.
Доказывание по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (досудебные стадии): Научно-практическое пособие для следователей.
М., 2003.
С.
114.

2См.: Архив Нижегородского областного суда.
Н.
Новгород, 2003, уголовное дело № 2-40/03.


[стр.,193]

ступлениях против жизни и здоровья, а также против половой неприкосновенности почти по каждому второму из них не назначались необходимые экспертизы, причем в каждом седьмом случае это касалось экспертиз, которые в соответствии со ст.
196 УПК РФ должны проводиться в обязательном порядке.
Каждая третья экспертиза назначалась несвоевременно и в каждом третьем случае перед экспертом ставились не все вопросы, подлежащие выяснению по делу1.

По нашему мнению, защитник, ознакомленный с постановлением о назначении экспертизы и с заключением эксперта, может и должен отвечать за законный характер назначения экспертизы и ознакомления с ее результатами.
Нарушения или какие-либо несоответствия требованиям закона процесса назначения экспертизы, не влияющие на достоверность се выводов, должны устанавливаться и устраняться в досудебном производстве, в том числе и при участии стороны защиты.
О других насущных проблемах обеспечения юридической силы доказательств, наиболее часто подвергаемых сомнению стороной защиты, мы говорили ранее.
В любом случае следственно-судебная практика в силу исключительного многообразия конфликтных ситуаций нуждается в универсальном подходе к разрешению вопросов о наличии/отсутствии юридической силы доказательств.
Целесообразно напомнить о ранее предложенном алгоритме действий должностных лиц, ведущих производство по делу в досудебном производстве, и, несколько трансформировав его для суда, считать обязательным, предваряя им принятие окончательного решения о наличии/отсутствии юридической силы доказательств: 1) установить: заявляла ли сторона защиты ранее ходатайство о признании доказательств, полученных, по ее мнению, с нарушением закона, не имеющими юридической силы и отвечает ли данное ходатайство установленным законом требованиям; 193 1См.: Соловьев Л.Б.
Доказывание по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (досудебные стадии): Научно-практическое пособие для следователей.
М , 2003.
С.

102-114.

[Back]