Проверяемый текст
Бестаев, Алан Омарович; СПОСОБЫ СОБИРАНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ (Диссертация 2007)
[стр. 71]

судопроизводства1 .
Иными словами, основной методологической предпосылкой концепции выступает признание аргументационной силы всякого процедурного метода, легализованного законом.
Автор концепции предлагает применять правила о допустимости результатов ОРД в качестве уголовно-процессуальных доказательств не навходе результатов ОРД в уголовный процесс, а на выходе с
оперативно-разыскного «производства», т.
е.
на последнем этапе изготовления указанного информационного продукта.
Иначе говоря, правила о допустимости результатов ОРД должны быть соблюдены уже в ходе производства
оперативно-разыскной информации, что возможно лишь в случае принятия идеи: ОРД есть полноценная технология по производству достоверного информационного продукта.
В случае принятия идеи на методологическом уровне, на практике в сфере технологии следует ожидать устранения неоправданных повторов методов познания и дублирования в удостоверении информации о криминале.

Анализ иных документов следует предварить общей классификацией доказательств, которая в полной мере распространяется и на эти документы.
Классификация доказательств на прямые и косвенные основывается на их отношении' к предмету доказывания.
Деление документов как доказательств на прямые и косвенные можно провести по любому устанавливаемому факту.
В уголовном судопроизводстве
наиболее целесообразно проводить это деление применительно к обстоятельствам, подлежащие доказыванию, которое предусмотрено ст.73 УПК РФ.
При производстве по уголовному делу подлежат доказыванию: 1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); 2) виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы; 3) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; 71 1 См.: Поляков М.П.
Концепция уголовно-процессуальной интерпретации результатов
оперативно-разыскной деятельности // Государство и право.
-2005.
№ 11.
С.

49.
[стр. 70]

70 предусмотрены ли законом оперативно-розыскные мероприятия, в результате которых получена предоставляемая информация; имелись ли дополнительные условия, предусмотренные законом для проведения некоторых оперативно-розыскных мероприятий, и соблюден ли установленный законом особый порядок проведения таких ОРМ1 .
При таком подходе, об эффективности использования оперативнорозыскной информации говорить не приходится, ввиду значительного различия этих видов деятельности и проблематичности проверки соответствия критериям допус тимости результатов ОРД.
Основой концепции уголовно-процессуальной интерпретации результатов ОРД выступают, согласно позиции М.П.
Полякова две основные идеи: I) преступности необходимо объявить войну, в первую очередь войну информационную; 2) основной стратегией информационной войны должно стать информационное превосходство органов, осуществляющих кримкогнитивную деятельность2.
Мы же добавим, что при этом им не отрицается традиционное для отечественного уголовного процесса процессуальная форма и досудебного и судебного производств.
Анализ данной концепции весьма актуален в контексте исследования способов собирания доказательств в рамках действующего уголовнопроцессуального закона.
Прослеживая путь рассуждений М.П.
Полякова, постараемся определить, в какой мере данная концепция может быть применима к доказательственной деятельности участников стороны защиты, прежде всего защитника.
Или же это концепция, претендующая на исключительность и не допускающая аналогий.
Информационного взаимодействия применительно к концепции уголовнопроцессуального использования результатов ОРД по Полякову М.П., конкре1См.: Брагин Е.А.
Процессуальный порядоки правовые последствия признания доказательств недопустимыми в российском уголовном процессе: Дис...
канд.
юрид.
наук.
Челябинск.
2003.
С.
106.
2 См.: Поляков М.П.
Концепция уголовно-процессуальной интерпретации результатов
оперативно-розыскной деятельности //Государство и право.
2005.
№ 11.
С.

47-51.


[стр.,73]

73 информация» лежит способ ее производства оперативно-розыскная'деятельность производственная характеристика информации, которая подчеркивает, что это сведения, полученные соответствующим образом, в данном случае оперативно-розыскным способом.
Оперативно-розыскная информация в контексте концепции уголовно-процессуальной интерпретации результатов ОРД определяется МП.
Поляковым как альтерпроцессуальная информация (от лат.
alter другой + процессуальный = другая процессуальная информация).
Акцент на альтерпроцессуальности подчеркивает процедурность способа производства результатов ОРД, не позволяя в то же время слиться указанному способу с процессуальностыо уголовною судопроизводства Таким образом, основной методологической предпосылкой концепции выступает признание аргументационной силы всякого процедурного метода, признанного законом.
В то же время автор подчеркивает, что практика судопроизводства часто сталкивается с проблемами конкуренции познавательных технологий, и называет случаи, когда криминальная ситуация становится предметом рассмотрения в рамках нескольких судопроизводств одновременно.
В связи с этим суждением, нам, например не вполне ясно, почему вышеизложенные доводы не могут быть применены к познанию осуществляемому защитником в уголовном судопроизводстве? Закон, напомним, дозволяет ему собирать доказательства, и по сравнению с оперативно-розыскной, его деятельность вполне технологична (структура та же, опирается и на нормы принципы УПК РФ, и на адвокатскую этику', ответственность за нарушение которой весьма действенна).
Ссылка автора концепции на особую (специфичную) процеесуальность ОРД, суть которой заключается в том, что технология оперативно-розыскной деятельности являет собой смешанное (синтез процессуального и непроцессуального) производства, с нашей точки зрения не вполне корректна.
Собирание и представление доказательственной информации защитником но уголовному делу точно так же является смссыо процессуального и непроцессуального.
В

[стр.,114]

114 другая процессуальная информация).
Вводя указанный термин в научный оборот, М.П.
Поляков тем самым подчеркивает некорректность применения к современной оперативно-розыскной информации такой характеристики, как непроцессуальная.
Акцент на альтерпроцессуальность это и унор на процсдурность способа производства результатов ОРД, и в то же время отделение указанного способа от процессуальяости уголовного судопроизводства1 .
Иными словами, основной методологической предпосылкой концепции выступает признание аргументационной силы всякого процедурного метода, легализованного законом.
Автор концепции предлагает применять правила о допустимости результатов ОРД в качестве уголовно-процессуальных доказательств не на входе результатов ОРД в уголовный процесс, а на выходе с
оперативно-розыскного «производства», т.
е.
на последнем этапе изготовления указанного информационного продукта.
Иначе говоря, правила о допустимости результатов ОРД должны быть соблюдены уже в ходе производства
оперативно-розыскной информации, что возможно лишь в случае принятия идеи: ОРД есть полноценная технология по производству достоверного информационного продукта.
В случае принятия идеи на методологическом уровне, на практике в сфере технологии следует ожидать устранения неоправданных повторов методов познания и дублирования в удостоверении информации о криминале.

При таком подходе, по .мнению М.П.
Полякова, проверка источника оперативно-розыскной информации может быть заменена диалогом следователя и оперативного работника.
У органов, ведущих уголовный процесс, появится возможность ограничивать проверку генезиса оперативно-розыскной информации уровнем производителя информационного продукта.
Следователь, прокурор и суд при исследовании сведений, первоисточник которых не может быть разглашен, вполне смогут ограничиваться пояснениями оперативного работника или руководителя оперативнорозыскного аппарата.
Таким образом, правила о допустимости доказательств 1 См.: Поляков М.П.
Концепция уголовно-процессуальной интерпретации результатов
оперативно-розыскной деятельности // Государство и право.
2005.
-№ 11.
С.
49.

[Back]