Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 59]

граммы, компьютерная графика) помогает более точно определить предмет проектирования.
Следующей неотъемлемой частью проектной деятельности выступает процедура проблематизации, которую можно определить как ценностное самоопределение в проблемном поле проекта.
Для этого на основе стартовых представлений участниками проектной деятельности об объекте и предмете проектирования организуется всестороннее обсуждение ситуации (проблемы, состояния объекта).
В ходе такого обсуждения формируется общее поле проблем.

Процедура проблематизации предполагает также содержательно-смысловую «сортировку» полученных мнений, суждений, высказываний для последующей классификации (дифференциации, ранжирования).
Итогом становится выделение в рамках выбранного объекта преобразования предмета проектирования, конкретизация того, что хотелось бы создать.

Не менее важно правильно сформулировать проблему.
В данном случае правильность означает ясное осознание и предъявление
формулировке, сделанной на языке профессиональных терминов природы и формы существования того или иного противоречия.
Именно в определении проблемы обозначается разрыв желаемого и действительного как неизвестного, пока скрытого, требующего совместного поиска.
При этом хочется подчеркнуть важность выделения из всей «проблемной массы» приоритетных проблем, решение которых в первую очередь
будет способствовать развитию ситуации, процесса, системы, личности и т.д.
Оно осуществляется в ходе структурирования проблемного поля и составления иерархии проблем.
Наличие поля проблем дает первоначальное панорамное
преставление о границах, характере, масштабах, объеме и структуре возможной проектной деятельности.
Ранжирование имеющихся вопросов и трудностей «внутри»
проблемного пространства позволяет выделить в проектировании актуальные приоритеты.
Таким образом, процедура проблематизации включает действия по выявлению проблем, их формулировке, систематизации и иерархизации.

59
[стр. 63]

63 Неотъемлемой частью проектной деятельности выступает процедура проблематизации, которую можно определить как ценностное самоопределение в проблемном поле проекта.
Дело в том, что включить человека в проектную деятельность довольно сложно, если у него нет внутренней установки на преобразование действительности и положительной мотивации.
Поэтому педагог должен помочь учащимся (студентам, слушателям, воспитанникам) не только увидеть в окружающей действительности некое противоречие, но найти и сформулировать на его основе свою проблему, которую было бы интересно решить.
Для этого на основе стартовых представлений участниками проектной деятельности об объекте и предмете проектирования организуется всестороннее обсуждение ситуации (проблемы, состояния объекта).
В ходе такого обсуждения формируется общее поле проблем.

Продуктивной формой их сбора и накопления могут стать групповое Или коллективное обсуждение с использованием таких приемов, как мозговая атака, «жужжание пчелы», построение пирамиды проблем; «баскет-метода», контент-анализа методических, научных текстов и др.
Процедура проблематизации предполагает также содержательно-смысловую «сортировку» полученных мнений, суждений, высказываний для последующей классификации (дифференциации, ранжирования).
Итогом становится выделение в рамках выбранного объекта преобразования предмета проектирования, конкретизация того, что хотелось бы создать.

Обнаружение новой для себя проблемы способствует появлению мотива включения в проектную деятельность.
Так интересный внутренний посыл к включению в проектную деятельность мы обнаруживаем у инициаторов международного сетевого проекта «Легенды XXI века», который был заявлен на рубеже двух столетий в системе Интернет.
В основе обращения к его предполагаемым участникам был положен историко-культурный парадокс, который явно противоречит современным тенденциям гуманизации общества.
Оказывается, что герои подавляющего большинства национальных легенд, мифов и сказок — это люди, сражающиеся, убивающие, соперничающие, обманывающие; ради победы над врагом нередко вступающие в сделку с совестью (Одиссей, Геркулес, Прометей, Фауст и др.).
Подобная постановка вопроса ошеломляет не только подростка, но и взрослого, рождая внутреннее желание проверить, убедиться в том, что это действительно так (или опровергнуть).
Из этого возникает стимул к исследованию (рефлексии) массива сказок, мифов, легенд и составлению собственного мнения на этот счет.
Поиск причин того, почему веками героями считались те, кто постоянно находились в борьбе.
Центральная идея проекта — попытаться общими усилиями создать такие легенды и мифы нового века, герои которых проявляли бы иные качества, ориентированные на созидание, объединение, где отсутствовали бы насилие, жестокость, обман, предательство, зло.
Приглашение к

[стр.,64]

64 созданию героя и сюжета его жизни, не существующего в реальности, но идеально прогностичного.
Педагогический смысл: стимулировать к размышлениям над гуманностью и жестокостью; пробудить внимание к историческим фигурам и своим современникам, воплощающим гуманистическое начало; выработать новые критерии оценки человеческих деяний, отвечающих этапу глобализации развития человечества.
Еще одна линия проекта: обращение к особенностям мифа и легенды как литературного жанра; освоение способов их создания; совместное творчество в этом направлении.
Развитие образного мышления.
(Проектирование образа героя из тех реальных черт, которые проявлены в существующих людях.) Создание и совместное обсуждение сюжетов, не несущих разрушительного, воинственного, конкурентного! начала.
С педагогической точки зрения целесообразно начинать процедуру с выяснения проблем участников, связанных с темой проектирования и взятых в контексте их учебы, работы, жизнедеятельности в целом.
Ведь ничто так не интересует человека, как он сам.
Тогда перспектива реализации проекта исходно становится субъективно значимой, поскольку помогает решить те или иные личностные противоречия и трудности.
В середине 1990-х годов при проектировании системы исследовательской работы студентов педагогического колледжа была использована диагностическая методика «Пирамида проблем».
Это позволило учесть мнение каждого члена коллектива, «вычислить» его вес на общем фоне и отобрать в ходе многоуровневого ранжирования и обсуждения в сменных группах наиболее значимые для всех проблемы.
В результате возник ранжированный ряд проблем, который был положен в основу выработки стратегии проектировочной работы.
В частности, встала задача проектирования пакета документации, способной обеспечить организацию УИРС в условиях колледжа.
Не менее важно правильно сформулировать проблему.
В данном случае правильность означает ясное осознание и предъявление
в формулировке, сделанной на языке профессиональных терминов, природы и формы существования того или иного противоречия.
Именно в определении проблемы обозначается разрыв желаемого и действительного как неизвестного, пока скрытого, требующего совместного поиска.
При этом хочется подчеркнуть важность выделения из всей «проблемной массы» приоритетных проблем, решение которых в первую очередь
позволит способствовать развитию ситуации, процесса, системы, личности и т.д.
Оно осуществляется в ходе структурирования проблемного поля и составления иерархии проблем.
Наличие поля проблем дает первоначальное панорамное
представление о границах, характере, масштабах, объеме и структуре возможной проектной деятельности.
Ранжирование имеющихся вопросов и трудностей «внутри»


[стр.,65]

65 проблемного пространства позволяет выделить в проектировании актуальные приоритеты.
Построение д(е)рева целей наглядно обозначает логику и последовательность движения в проблемном поле.
Таким образом, процедура проблематизации включает действия по выявлению проблем, их формулировке, систематизации и иерархизации.

Состояние участников по завершении этой проектной процедуры можно определить словами И.
Лакатоса: «В начале у меня не было никаких проблем, а сейчас одни проблемы».
В противовес распространенной ныне дежурной формуле «нет проблем», у участника проектирования появляется четкое ощущение «у меня есть проблема» и она может быть решена в ходе проектной деятельности.
4.2.3.
Концептуализация В совместной проектной деятельности особую роль играет процедура концептуализации, включающая мыслительную деятельность по поиску оснований для формирования идеального представления о будущем состоянии объекта (предмета) и способе его проектирования.
Концепция (лат.
conceptio — понимание, система) — определенный способ понимания, трактовки, интерпретации какого-либо явления, предмета, процесса, основная точка зрения, руководящая идея для их систематического освещения.
Ведущий замысел, конструктивный принцип для осуществления различных видов деятельности.
В проектной культуре 70 — 80-х годов термины «концепция», «концепт», «концептуальность» приобрели широкое распространение, вызванное, прежде всего, необходимостью мировоззренческого и ценностного самоопределения субъекта деятельности в условиях множественности возможных точек зрения и подходов.
Концепция является своего рода информационной системой, содержащей сведения о цели, принципах, методах, условиях деятельности.
В ходе концептуализации идет разработка стратегии и принципов проектирования; выявляется структура проектируемого объекта; определяются характеристики нового объекта в целом и отдельных его элементов; уточняются цели и формулируются задачи проектирования; выбираются критерии оценки успешности проектной деятельности.
Концептуализация связана с необходимостью формирования системноцелостного представления о природе объекта проектирования и тенденциях его развития.
Она помогает в более четком обозначении проектного замысла, в поддержании высокого уровня проектной активности за счет разворачивания и языкового опредмечивания этого замысла, подготовки его публичного представления (социализации).
Методологи выделяют ряд ключевых понятий, связанных с процедурой концептуализации.
Проектным дискурсом обозначается процесс мыслительного и знакового оформления проекта как текста, выполненного

[Back]