Проверяемый текст
Уголовное право зарубежных государств. Общая часть. Под ред Козочкина И.Д. М.: 2003. — 576 с.
[стр. 41]

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ С ,*2 ? ' Л I * 41 -знает или, по меньшей мере, не обращает внимания на любое обстоятельство, которое является необходимым элементом преступления; -осознает то, что исполнитель действует или собирается действовать с mens геа, необходимой для данного преступления.
Лицо может избежать уголовной ответственности за соучастие при добровольном отказе от совершения преступления.
Однако отказ должен состояться до того,
как наступят вредные последствия, и носить деятельный характер.
Эти правила, сформулированные в прецедентах и доктрине, в законодательстве не были закреплены.
Поэтому в каждом конкретном случае суд исходит из норм общего права.
В некоторых случаях добровольный отказ не освобождает от уголовной ответственности, например, когда действия исполнителя вышли за рамки чисто подготовительных.
Не сформировалось единого мнения судов в отношении формы, в которой должен осуществляться добровольный отказ от совершения преступления.
Существует, однако, общее требование, предусматривающее, чтобы отказ был непременно деятельным.
Пассивное устранение одного из соучастников преступления от его совершения, например, в связи с арестом, не освобождает его от ответственности.

В одних случаях деятельный отказ может выражаться лишь в устной форме, когда, например, лицо, подстрекавшее другого к совершению
преступлении, заранее прямо и недвусмысленно сообщает другому о своем отказе.
В других случаях может потребоваться и физическое участие в предупреждении преступления.

В каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела суд решает, какой должна быть степень физического вмешательства для того, чтобы отказ от преступления был признан добровольным и эффективным.
Закон об уголовном праве 1967 года, отменив ответственность «пособников после факта совершения фелонии», ввел самостоятельный состав
[стр. 70]

соучастником изнасилования, хотя закон предусматривает ответственность за изнасилование только для мужчины).
Что же касается такого необходимого субъективного элемента преступления, как mcns rea, то, безусловно, у соучастника в отличие от исполнителя она может быть несколько иной.
Обвинение должно доказать, что соучастник: а) намерен совершить действия, которые, как ему известно, способны помочь или поддержать исполнителя при совершении преступления; б) знает или, по меньшей мере, не обращает внимания на любое обстоятельство, которое является необходимым элементом преступления; и в) осознает то, что исполнитель действует или собирается действовать с mens rea, необходимой для данного преступления.
Эксцесс исполнителя.
Английским уголовным правом выработано правило «общей преступной цели», согласно которому одно лицо отвечает за действия другого, направленные на достижение общей преступной цели, ради которой они объединились.
Данное правило не распространяется па действия, вышедшие за рамки совместного замысла110 .
Иными словами, если исполнитель в значительной степени отклоняется от посягательства, о котором шла речь, и сознательно выполняет другое деяние, то только он подлежит уголовной ответственности.
В том случае, когда исполнитель случайно отклонился от выработанной сообща линии поведения, ситуация меняется.
Соучастник считается виновным, если он предвидит все условия, определяющие наступление уголовной ответственности.
В настоящее время ведущим прецедентом в этой области являются решения Палаты лордов по делам Пауэлла и Инглиша111 , состоявшиеся в 1997 г.
В деле Пауэлла двое обвиняемых вместе с приятелем пришли домой к торговцу наркотиками с целью их приобретения.
Открывший дверь торговец был убит выстрелом.
Поскольку не было ясно, кто из >>> 79 >>> троих выстрелил, обвинение сочло, что, если это сделал приятель обвиняемых, то они также виновны в тяжком убийстве, поскольку знали об оружии, которое могло быть использовано для убийства или нанесения тяжких телесных повреждений, что и было подтверждено приговором суда.
В решении Палаты лордов указывалось, что, если один участник совместного преступного сообщества предвидит в качестве реальной возможности совершение в ходе преступления иного преступного действия другим участником с соответствующей mens rea, то первое лицо также виновно в совершении этого 110 Willams G Criminal Law.
L, 1961 P.
396.
111 Card, Cross, Jones.
Op.
cit.
P.
669 (Powell, English [1997] 4 All ER 545, HL).


[стр.,71]

преступления.
По мнению Палаты лордов, это может иметь место даже в том случае, когда один из участников «прямо или точно» не выражал своего согласия или даже прямо возражал против этого.
В деле Пауэлла требование определенной степени предвидения как «предвидения реальной возможности» было определено как «предвидение риска, который обвиняемый не принимал во внимание, полагая, что он существует в такой отдаленной степени, что в целом не представляет опасности».
Иное решение было вынесено по делу Инглиша, который вместе с другим лицом напал на полицейского, избив его деревянной дубинкой.
Хотя смерть полицейского наступила от раны, нанесенной ножом, использованным соучастником Инглиша, суд признал последнего виновным в соучастии в тяжком убийстве.
Палата лордов, в свою очередь постановила, что если соучастник предполагал или предвидел, что исполнитель собирался или мог выполнить с соответствующей mcns rea задуманное преступление, соучастник не может нести ответственности за совершенное преступление, если действия исполнителя совершенно отличались от первоначального плана.
Добровольный отказ.
Лицо может избежать уголовной ответственности за соучастие при добровольном отказе от совершения преступления.
Однако отказ должен состояться до того,
когда наступят вредные последствия и носить деятельный характер.
Эти правила, сформулированные в прецедентах и доктрине, в законодательстве не были закреплены.
Поэтому в каждом конкретном случае суд исходит из норм общего права.
В некоторых случаях добровольный отказ не освобождает от уголовной ответственности, например, когда действия исполнителя вышли за рамки чисто подготовительных.
Не сформировалось единого мнения судов в отношении формы, в которой должен осуществляться добровольный отказ от совершения преступления.
Существует, однако, общее требование, предусматривающее, чтобы отказ был непременно деятельным.
Пассивное устранение одного из соучастников преступления от его совершения, например, в связи с арестом, не освобождает его от ответственности.

>>> 80 >>> В одних случаях деятельный отказ может выражаться лишь в устной форме, когда, например, лицо, подстрекавшее другого к совершению преступления, заранее прямо и недвусмысленно сообщает другому о своем отказе.
В других случаях может потребоваться и физическое участие в предупреждении преступления.

Например, в решении по делу Бейкера112 Апелляционный суд не признал в качестве деятельного добровольного отказа от участия в преступлении действия обвиняемого, который после нападения на человека (убитого его соучастником в результате этого нападения) отступил 112 J.C.
Smith and В.
Hogan.
Op.
cit.
Р.
159 (Baker [1994] Grim LR 444, СА).


[стр.,72]

назад со словами: «Я не буду этого делать».
В каждом отдельном случае с учетом всех обстоятельств дела суд решает, какой должна быть степень физического вмешательства для того, чтобы отказ от преступления был признан добровольным и эффективным.
Закон об уголовном праве 1967 г., отменив ответственность «пособников после факта совершения фелонии», ввел самостоятельный состав
преступления для лиц, помогающих заведомому преступнику (assisting offender).
В ст.
4 Закона установлено, что если лицо, зная или будучи уверенным в том, что другим лицом совершено арестное преступление, умышленно и без соответствующих полномочий или без уважительных причин создает условия, мешающие аресту или наказанию, оно виновно в воспрепятствовании уголовному преследованию.
Такая помощь преступнику может быть выражена как в конкретных действиях, так и в словах, например в даче ложной информации или использовании «промежуточного агента».
Наказание за подобные действия зависит от того наказания, которое грозит основному преступнику.
Если наказание за преступление строго определено в законе, то виновный в воспрепятствовании уголовному преследованию может быть лишен свободы на срок до 10 лет; если основное преступление наказывается лишением свободы на срок до 14 или 10 лет, то лицо, оказывающее помощь, соответственно может быть лишено свободы на срок до 7 или 5 лет.
Во всех остальных случаях максимальный срок наказания в виде лишения свободы составляет 3 года.
>>> 81 >>> Глава 3.
О наказании §1.
Понятие, цели и система наказаний Хотя английское законодательство не содержит понятия наказания и его целей, в теории уголовного права эти вопросы издавна были предметом исследования знаменитых английских философов и юристов.
При определении того, что же представляет собой наказание и каковы его цели, на первый план выступают проблемы философского характера.
По мнению известного британского философа X.
Харта, «наказание является методом социального контроля, который определяет максимум возможной индивидуальной свободы в различных сферах в пределах принудительно устанавливаемых правом границ.
Основное же действие уголовного наказания состоит в провозглашении определенных стандартов поведения и назначении карательных мер за отклонение от них, мер, которые делают отклонение менее привлекательным, в результате чего индивиды оказываются перед проблемой выбора»113 .
В другой своей работе X.
Харт попытался помимо иных выделить следующие 113 Н.
Hart.
Prolegomenon to the Principles of Punishment.
1960.
P.
21 -22.

[Back]