Проверяемый текст
Корнилаева, Анна Александровна; Теория парламентского контроля в контексте принципа разделения властей (Диссертация 2002)
[стр. 36]

так и наличие некоторых неспециальных знаний и навыков, например, правовых, лишь на базе которых можно оценить законность собственных действий и действий соответствующего органа парламентского контроля в целом.
Лишь компетентный орган парламентского контроля способен провести проверку или ревизию всесторонне и полно, выработать в результате обоснованное и взвешенное заключение.
В связи с этим компетентность в наиболее развитых западноевропейских странах, как можно было понять ранее из анализа ситуации с осуществлением в данных странах парламентского контроля, представляет собой необходимое условие деятельности любого органа парламентского контроля и его членов.

Идея следующего принципа осуществления парламентского контроля —принципа сотрудничества заключается в том, что невозможно для органов парламентского контроля объективно и результативно провести контрольные действия без сотрудничества с другими
государственными органами, а также с.
различными организациями и гражданами.
Разумеется, конкретные формы сотрудничества и его
объём зависят от проводящего проверку или ревизию органа парламентского контроля, от целей и задач проверки или ревизии, от характера и серьёзности выявленных во время проверки или ревизии нарушений и ряда других факторов.
Однако совсем без сотрудничества при осуществлении парламентского контроля обойтись нереально.
Так, например, при проведении расследования по какому-либо делу такие органы парламентского контроля, как следственные комиссии, нередко нуждаются в сотрудничестве с экспертными организациями.
В некоторых развитых западноевропейских странах деятельность подобных комиссий, кроме того, сопряжена с активным сотрудничеством с органами судебной власти.

Почти все органы парламентского контроля сотрудничают
ещё и с различными иностранными и международными организациями.
В частности, Счётная Палата РФ поддерживает связи со счётными и
[стр. 57]

ревизии в правоохранительные органы, при этом она не вправе нарушить установленный законом срок передачи информации.
Итак, осуществление парламентского контроля на основе принципа законности означает, что органы законодательной власти при проведении контроля за исполнением законов органами исполнительной власти, сами законы нарушать не должны.
Этот принцип, таким образом, несет в себе не только правовой аспект, но еще и нравственный, ведь не может же контролировать исполнение законов тот, кто сам их цинично попирает.
Осуществление парламентского контроля на основе принципа объективности означает, что органы парламентского контроля при проведении проверок, ревизий и иных подобных мероприятий должны использовать непредвзятый и беспристрастный подход к рассмотрению любых возникающих по ходу дела вопросов и к формированию в результате своих выводов и заключений.
Таким образом, принцип объективности включает в себя две составляющие: объективность органов парламентского контроля в процессе деятельности и объективность опенки.
Однако понятно, что требование от органов парламентского контроля объективности бессмысленно в случае отсутствия независимости членов данных органов.
Независимость, следовательно, является обязательнЫхМ условием существования принципа объективности.
В то же время независимость представляет собой самостоятельный принцип осуществления парламентского контроля.
Принцип
независимости заключается в том, что при осуществлении контрольных действий тем или иным органом парламентского контроля никто из >^аствующих в названных действиях членов соответствующего органа не должен иметь никакой заинтересованности в делах проверяемого субъекта.
Под заинтересованностью в данном случае необходимо понимать, как присутствие финансового или иного материального интереса, так и наличие родственных или иных близких связей, то есть всего того, что реально может оказать влияние на непредвзятость и беспристрастность оценки членов проводящего контрольные действия органа парламентского контроля.
Следующий принцип осуществления парламентского контроля принцип всесторонности и полноты заключается в том, что проверка, ревизия или иные подобные мероприятия со стороны органа парламентского контроля только тогда могут считаться проведенными надлежащим образом, когда последним были всесторонне и полно рассмотрены все вопросы и учтены все обстоятельства дела.
При этом во внимание проводящего контрольные действия органа парламентского контроля должны приниматься, конечно, лишь достоверные факты.
И только глубокий анализ данных фактов может позволить названному органу сделать обоснованные выводы и выработать верное заключение.
Всесторонность и полнота проведения проверки или ревизии, с одной стороны, имеет влияние на объективность осуществления парламентского контроля, а с другой стороны, достижима только в Cflvnae компетентности проводящего соответствующую проверку или ревизию органа парламентского контроля и его отдельных членов.
Принцип компетентности, таким образом, является немаловажным принципом парламентского контроля и заключается в том, что члены того или иного органа парламентского контроля должны обладать достаточным объемом знаний и навыков для быстрого и результативного проведения проверок, ревизий и иных подобных мероприятий.
При этом достаточность объема знаний и навыков означает, как наличие специальных, отвечающих профилю контрольной деятельности соответствующего органа парламентского контроля, знаний и навыков, например, финансовых, если проводится ревизия Счетной палатой РФ использования какой-либо организацией государственных денежных и иных материальных средств, так и наличие некоторых неспециальных знаний и навыков, например, правовых, лишь на базе которых можно оценить законность собственных действий и действий соответствующего органа парламентского контроля в целом.
Компетентность же членов того или иного органа парламентского контроля влечет за собой признание качества компетентности и за соответствующим органом парламентского контроля.
А ведь лишь компетентный орган парламентского контроля способен провести проверку или ревизию всесторонне и полно, выработать в результате обоснованное и взвешенное заключение.
В связи с этим компетентность в наиболее развитых западноевропейских странах, как можно было понять ранее из анализа ситуации с осуществлением в данных странах парламентского контроля, представляет собой необходимое условие деятельности любого органа парламентского контроля и его членов.

В России же положение вещей несколько иное.
Компетентность в нашей стране, скорее, желаемое условие, нежели необходимое.
Ведь даже важнейшие государственные решения принимаются у нас не профессионалами, а, как верно отметил доктор политических наук.


[стр.,58]

профессор М.М Утяшев, “любителями и энтузиастами”’.
Так что нам уж не до компетентности осуществления законодательной властью контроля за выполнением законов властью исполнительной, с принятием бы данных законов разобраться.
Идея следующего принципа осуществления парламентского контроля принципа сотрудничества заключается в том, что невозможно для органов парламентского контроля объективно и результативно провести контрольные действия без сотрудничества с другими
ГОСударСТВеННЫхМИ органами, а также с различными организациями и гражданами.
Разумеется, конкретные формы сотрудничества и его
объем зависят от проводящего проверку или ревизию органа парламентского контроля, от целей и задач проверки или ревизии, от характера и серьезности выявленных во время проверки или ревизии нарушений и ряда других факторов.
Однако совсем без сотрудничества при осуществлении парламентского контроля обойтись нереально.
Так, например, при проведении расследования по какому-либо делу такие органы парламентского контроля, как следственные комиссии нередко нуждаются в сотрудничестве с экспертными организациями.
В некоторых развитых западноевропейских странах деятельность подобных комиссий, кроме того, сопряжена с активным сотрудничеством с органами судебной власти.

В любой стране следственным комиссиям, как и другим органам парламентского контроля, не обойтись и без тесного сотрудничества с правоохранительными органами, так как известно, что многие выявляеглые во время проверки или ревизии нарушения закона со стороны проверяемого субъекта требуют не столько применения мер парламентского реагирования, сколько проведения уголовного преследования и принятия соответственно более серьезных мер реагирования.
Ко всему прочему почти все органы парламентского контроля сотрудничают еще и с различными иностранными и ’ Утяшев М.М.
Политическое поведение в постсоциалистическом обшестве.
Уфа: УНЦ РАН, Уфимский инститчт экономики и социологии.
1995, С.
6.
международными организациями.
В частности.
Счетная палата РФ поддерживает связи со счетными и контрольными палатами и другими органами парламентского контроля иностранных государств и их международными объединениями, в этих целях заключая с ними соглашения о сотрудничестве.
Однако сотрудничество как руководящее правило деятельности органов парламентского контроля должно прежде всего присутствовать в отношениях названных органов с органами исполнительной власти, так как подлинное служение государственной власти в целом ее единственному источнику народу возможно только в случае такой ее организации, при которой каждая из ее разграниченных ветвей занята не вечной борьбой за первенство и, следовательно, за концентрацию как можно большего объема властных полномочий в своих руках, а обеспечением свободы и процветания народа соответствующего государства солидарно с другими ветвями.
Таким образом, находящая свое выражение в сотрудничестве солидарность законодательной и исполнительной ветвей власти должна лежать в основе взаимоотношений этих двух ветвей, быть органичной частью данных взаимоотношений, так как солидарность законодательной и исполнительной ветвей власти предполагает солидарность исполнительной ветви власти с представительством.
Присутствие подобной связи в президентских республиках в определенной мере решает обозначенную выше проблему противостояния законодательной и исполнительной ветвей в связи с наличием у обоих права претендовать на роль “проводника” воли народа.
Присутствие же подобной связи в парламентских республиках просто повышает представительное значение законодательной ветви власти в триумвирате властей в связи хотя бы с тем, что указанная солидарность является условием правомерного существования правительства.
При этом в обоих случаях солидарность представительства и исполнительной власти вовсе не означает подчинения последней законодательной власти.
Солидарность даже, напротив, предполагает широкую автономию правительства, от которого ждут творческой работы, а не пассивного исполнения чужих предписаний, и инициативы в рамках закона, что мыслимо только при развитом парламентском контроле.
Итак, служение государственной власти благу народа возможно только при ее организации в соответствии с принципом разделения властей и деятельности на основе солидарности ее ветвей.
Солидарность же законодательной и исполнительной ветвей власти подлинно возможна только при нескольких условиях, в том числе и при наличии и высокой степени развитости в государстве парламентского контроля.
А парламентский контроль, в свою очередь, может полноценно осуществляться его органами только по принципу сотрудничества, предполагающего помимо всего и солидарность законодательной и исполнительной ветвей власти.

[Back]