Проверяемый текст
Корнилаева, Анна Александровна; Теория парламентского контроля в контексте принципа разделения властей (Диссертация 2002)
[стр. 37]

37 контрольными палатами и другими органами парламентского контроля иностранных государств и их международными объединениями, в этих целях заключая с ними соглашения о сотрудничестве.
Последний, но не менее значимый, чем все предыдущие, принцип осуществления парламентского контроля —принцип гласности.
Названный принцип заключается в том, что если народ
избрал парламент своим представительным органом, наделил его правом принимать отвечающие его интересам решения и осуществлять контроль за выполнением данных решений органами исполнительной власти, то данный народ вправе знать о том, как выполняются исполнительной властью законы и какие меры принимаются парламентом в случае выявления нарушений.
Таким< образом, осуществление парламентского контроля на основе принципа гласности означает обязательное доведение до сведения народа информации о работе органов парламентского контроля, в том числе о
проведённых ими проверках, ревизиях и иных подобных мероприятиях, а также о выявленных в ходе таких мероприятий нарушениях законов и о принятых в итоге мерах, в том числе о мерах парламентского реагирования или, например, о передаче материалов проверки или ревизии в правоохранительные органы.
Наилучшим способом доведения соответствующей информации до сведения народа является
её опубликование в открытой печати.
Допустимо в указанных целях использование также и других средств массовой информации: телевидения, радио, глобальной сети
Интернет.
Осуществление парламентского контроля на основе принципа гласности,
кроме того, означает и доведение до сведения народа информации о ходе проведения органами парламентского контроля проверок, ревизий или иных подобных мероприятий во время их проведения, раскрытие вопросов, вызывающих разногласия либо внутри самой законодательной власти, либо между законодательной и исполнительной властями.
Естественно, раскрытию не подлежат вопросы, так или иначе касающиеся государственной тайны, а
[стр. 58]

профессор М.М Утяшев, “любителями и энтузиастами”’.
Так что нам уж не до компетентности осуществления законодательной властью контроля за выполнением законов властью исполнительной, с принятием бы данных законов разобраться.
Идея следующего принципа осуществления парламентского контроля принципа сотрудничества заключается в том, что невозможно для органов парламентского контроля объективно и результативно провести контрольные действия без сотрудничества с другими ГОСударСТВеННЫхМИ органами, а также с различными организациями и гражданами.
Разумеется, конкретные формы сотрудничества и его объем зависят от проводящего проверку или ревизию органа парламентского контроля, от целей и задач проверки или ревизии, от характера и серьезности выявленных во время проверки или ревизии нарушений и ряда других факторов.
Однако совсем без сотрудничества при осуществлении парламентского контроля обойтись нереально.
Так, например, при проведении расследования по какому-либо делу такие органы парламентского контроля, как следственные комиссии нередко нуждаются в сотрудничестве с экспертными организациями.
В некоторых развитых западноевропейских странах деятельность подобных комиссий, кроме того, сопряжена с активным сотрудничеством с органами судебной власти.
В любой стране следственным комиссиям, как и другим органам парламентского контроля, не обойтись и без тесного сотрудничества с правоохранительными органами, так как известно, что многие выявляеглые во время проверки или ревизии нарушения закона со стороны проверяемого субъекта требуют не столько применения мер парламентского реагирования, сколько проведения уголовного преследования и принятия соответственно более серьезных мер реагирования.
Ко всему прочему почти все органы парламентского контроля сотрудничают еще и с различными иностранными и ’ Утяшев М.М.
Политическое поведение в постсоциалистическом обшестве.
Уфа: УНЦ РАН, Уфимский инститчт экономики и социологии.
1995, С.
6.
международными организациями.
В частности.
Счетная палата РФ поддерживает связи со счетными и контрольными палатами и другими органами парламентского контроля иностранных государств и их международными объединениями, в этих целях заключая с ними соглашения о сотрудничестве.
Однако сотрудничество как руководящее правило деятельности органов парламентского контроля должно прежде всего присутствовать в отношениях названных органов с органами исполнительной власти, так как подлинное служение государственной власти в целом ее единственному источнику народу возможно только в случае такой ее организации, при которой каждая из ее разграниченных ветвей занята не вечной борьбой за первенство и, следовательно, за концентрацию как можно большего объема властных полномочий в своих руках, а обеспечением свободы и процветания народа соответствующего государства солидарно с другими ветвями.
Таким образом, находящая свое выражение в сотрудничестве солидарность законодательной и исполнительной ветвей власти должна лежать в основе взаимоотношений этих двух ветвей, быть органичной частью данных взаимоотношений, так как солидарность законодательной и исполнительной ветвей власти предполагает солидарность исполнительной ветви власти с представительством.
Присутствие подобной связи в президентских республиках в определенной мере решает обозначенную выше проблему противостояния законодательной и исполнительной ветвей в связи с наличием у обоих права претендовать на роль “проводника” воли народа.
Присутствие же подобной связи в парламентских республиках просто повышает представительное значение законодательной ветви власти в триумвирате властей в связи хотя бы с тем, что указанная солидарность является условием правомерного существования правительства.
При этом в обоих случаях солидарность представительства и исполнительной власти вовсе не означает подчинения последней законодательной власти.
Солидарность даже, напротив, предполагает широкую автономию правительства, от которого ждут творческой работы, а не пассивного исполнения чужих предписаний, и инициативы в рамках закона, что мыслимо только при развитом парламентском контроле.
Итак, служение государственной власти благу народа возможно только при ее организации в соответствии с принципом разделения властей и деятельности на основе солидарности ее ветвей.
Солидарность же законодательной и исполнительной ветвей власти подлинно возможна только при нескольких условиях, в том числе и при наличии и высокой степени развитости в государстве парламентского контроля.
А парламентский контроль, в свою очередь, может полноценно осуществляться его органами только по принципу сотрудничества, предполагающего помимо всего и солидарность законодательной и исполнительной ветвей власти.


[стр.,59]

Наконец, последний, но не менее значимый, чем все предыдущие, принцип осуществления парламентского контроля принцип гласности.
Названный принцип заключается в том, что если народ
избрші парламент своим представительным органом, наделил его правом принимать отвечающие его интересам решения и осуществлять контроль за выполнением данных решений органами исполнительной власти, то данный народ вправе знать о том, как выполняются исполнительной властью законы и какие меры принимаются парламентом в случае выявления нарушений.
Таким образом, осуществление парламентского контроля на основе принципа гласности означает обязательное доведение до сведения народа информации о работе органов парламентского контроля, в том числе о
проведенных ими проверках, ревизиях и иных подобных мероприятиях, а также о выявленных в ходе таких мероприятий нарушениях законов и о принятых в итоге мерах, в том числе о мерах парламентского реагирования или, например, о передаче материалов проверки или ревизии в правоохранительные органы.
Наилучшим способом доведения соответствующей информации до сведения народа является
ее опубликование в открытой печати.
Допустимо в указанных целях использование также и других средств массовой информации: телевидения, радио, глобальной сети
“Интернет”.
Осуществление парламентского контроля на основе принципа гласности, кроме того, означает и доведение до сведения народа информации о ходе проведения органами парламентского контроля проверок, ревизий или иных подобных мероприятий во время их проведения, раскрытие вопросов, вызывающих разногласия либо внутри самой законодательной власти, либо межд' законодательной и исполнительной властями.
Естественно, раскрытию не подлежат вопросы, так или иначе касающиеся государственной тайны, а
также вопросы, которые парламент как высший орган законодательной власти считает не подлежащими раскрытию до окончания проведения тем или иным органом парламентского контроля проверки, ревизии или иного подобного мероприятия.
Однако раскрытие всех иных вопросов не столько даже желательно, сколько необходимо и целесообразно, так как народ вправе быть осведомленным о состоянии дел в государстве.
В связи с вышесказанным, непонятно и неприемлемо мнение, высказанное в одном из интервью Президентом РФ относительно гласности в работе такого органа парламентского контроля, как Счетная палата РФ: “Очень хотелось, чтобы деятельность Счетной палаты была лишена всякой публичности или публичность была бы сведена к минимуму.
Она должна быть минимизирована”^.
Ведь предлагая засекретить работу Счетной палаты РФ, Президент РФ, по сути, предлагает нарушить один из основных принципов осуществления государственной власти и в том числе парламентского контроля принцип гласности, а также вмешивается в компетенцию законодательной власти.
А ни первое, ни второе не должно иметь места в демократическом государстве.
Таким образом, принцип ’ Штин просит засекретить работу Счетной палаты.
РТР: Вести Недели.
Вып>’ск от 30.12.2001.
httD://www.vesti7.m/news?!d=490.
гласности является принципом осуществления парламентского контроля, имеющим огромное значение не только в деле оптимальной организации проведения законодательной властью контроля за деятельностью исполнительной, но и в деле укрепления демократии в государстве в целом.
Итак, подводя итог всему вышесказанному, необходимо отіметить следующее: • во-первых, осуществление законодательной властью контроля за деятельностью исполнительной в соответствии с принципом разделения властей возможно только при условии проведения ее органами любых мероприятий в соответствии с принципами парламентского контроля; • • во-вторых, основными принципами парламентского контроля являются следующие: принцип законности, принцип объективности, принцип независимости, принцип всесторонности и полноты, принцип компетентности, принцип сотрудничества и принцип гласности; • • в-третьих, все принципы парламентского контроля имеют огромное значение, и признание какого-либо принципа первостепенным, а другого второстепенным, следование одному принципу важным и обязательным, а другому неважным и необязательным, недопустимо; • • в-четвертых, всегда существенным условием осуществления законодательной властью контроля за деятельностью исполнительной в соответствии с каким-либо одним принципом парламентского контроля является необходимость осуществления данного контроля в соответствии и со всеми другихми принципами, так как следование только всей совокупности указанных принципов создает основу для осуществления парламентского контроля на демократических • начшіах, прежде всего, с учетом требований по организации государственной власти принципа разделения властей.
Таким образом, парламентский контроль должен осуществляться на базе вышеперечисленных принципов парламентского контроля, ибо только в таком случае возможно признание за ним в государстве роли гаранта от нарушений законов и других злоупотреблений со стороны бюрократии, вплоть до узурпации всей полноты государственной власти ее исполнительной

[Back]