Проверяемый текст
Корнилаева, Анна Александровна; Теория парламентского контроля в контексте принципа разделения властей (Диссертация 2002)
[стр. 85]

относится не только выполнение им самим законов Финляндии и принятие мер для их выполнения подчиненными ему лицами, но и контроль за выполнением другими не зависимыми от него должностными лицами и органами исполнительной ветви власти данных нормативных правовых актов.
Вопрос о привлечении к ответственности Канцлера юстиции, как и любого другого члена Государственного совета, предварительно решается конституционной комиссией.
И только на основании заключения названной комиссии
Эндускунт парламент Финляндии может принять решение о противозаконности действий члена Государственного совета.
В Ирландии также предусмотрена ответственность членов Правительства данного государства за невыполнение ими своих
служебных обязанностей, но, в отличие от Финляндии, предусмотрена не индивидуальная ответственность членов правительства, а коллективная ГО ответственность .
В Греции так же, как и в Финляндии, и в Ирландии, члены Правительства страны несут ответственность за нарушение своих служебных обязанностей.

Следует отметить, что если в Ирландии установлена коллективная ответственность членов Правительства, то Греция все же остается в данном вопросе на позициях установления им индивидуальной ответственности, как и Финляндия в отношении членов р своего Государственного совета.
Таким образом, члены Правительства Греции за
действия или упущения в сфере своей компетенции несут индивидуальную ответственность.
Правда, за общую политику Правительства члены Правительства Греции несут
ответственность коллективную.
Итальянские министры коллегионально ответственны за действия Совета министров страны и индивидуально —за действия своих ведомств.
И только одно отличает в подходе к решению вопроса об ответственности
85 Остогорский МЛ.
Демократия и политические партии М.:»Российская
политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997.-С.606.
[стр. 45]

В Финляндии также установлена ответственность членов Государственного совета правительства названной страны за нарушение законов.
Правда, более верным было бы сказать, что в Финляндии установлена не просто ответственность членов высшего органа исполнительной ветви власти за нарушение законов, а их ответственность за невыполнение своих служебных обязанностей.
Здесь сразу необходимо оговориться, что служебные обязанности членов правительства любого государства нужно понимать несколько в более широком смысле, чем только как исполнение ими в подведомственных сферах законов, соответствующим парламентом принятых.
Однако именно исполнение законов составляет значительную часть в деятельности членов правительства той или иной страны.
В связи с этим и можно Чичерин Б.Н.
О народном представетельстве.
М.: Т-во И.Д.
Сытина, 1899.
С.41.
См., например; Парламенты мира: Сборник / Редактор А.А.
Миигин.
М.: Высшая школа “Интерпракс”, 1991.
С,П-17.
рассматривать, конечно, с допущением некоторой доли приблизительности, ответственность членов Государственного совета Финляндии за невыполнение своих служебных обязанностей, как ответственность за нарушение ими в процессе своей деятельности законов.
Последнее тем более возможно по причине того, что в Финляндии в число полномочий каждого министра, входящего в Государственный совет страны, входит обязанность следить за управлением в своей отрасли, а также обязанность принимать меры для исполнения законов, наряду с исполнением указов и решений Государственного совета.
В названной стране также предусмотрена ответственность каждого члена Государственного совета, принимавшего участие в рассмотрении какоголибо вопроса, за принятые по данному вопросу решения, если только он не заявил своего особого мнения с занесением его в протокол.
Кроме того, следует особо отметить также и то, что в Финляндии обращается значительное внимание на необходимость надлежащего выполнения служебных обязанностей таким членом Государственного совета, как Канцлер юстиции.
Последнее объясняется, по-видимому, тем, что к обязанностям Канцлера юстиции относится не только выполнение им самим законов Финляндии и принятие мер для их выполнения подчиненными ему лицами, но и контроль за выполнением другими независимыми от него должностными лицами и органами исполнительной ветви власти данных нормативных правовых актов.
Вопрос о привлечении к ответственности Канцлера юстиции, как и любого другого члена Государственного совета, предварительно решается конституционной комиссией.
И только на основании заключения названной комиссии
Эдускунта парламент Финляндии может принять решение о том, поступил ли член Государственного совета противозаконно или нет*’^.
В Ирландии также предусмотрена ответственность членов Правительства данного государства за невыполнение ими своих
’!* См., например: Там же.
С.Зб 1-364.
служебных обязанностей.
Правда, в указанной стране, в отличие от Финляндии, предусмотрена не индивидушіьная ответственность членов Правительства, а коллективная ответственность Правительства в целом за государственные департаменты, управляемые его членами.
Последнее объясняется, в свою очередь, тем, что Правительство Ирландии должно собираться и действовать как коллективная власть.
Итак, введение в названном демократическом государстве коллективной ответственности вместо индивидуальной вполне объяснимо.
Да вот только оправдано ли? Многие ученые теоретики ответили бы на этот вопрос однозначно: “Нет”.
Ведь как разъяснил в свое время подобную позицию известный русский юрист и общественный деятель М.Я.
Острогорский, такая важная функция парламента, как осуществление контроля за исполнительной властью, не может им выполняться, “если министры скрыты от его взглядов”Избежание последнего, а значит, и хорошее функционирование представительного режима, по его мнению, возможно лишь при выполнении двух условий: первого присутствия министров в палате и их прямого сотрудничества с доверенными лицами народа, и второго замены коллективной ответственности министров индивидуальной.
При этом замена одного вида ответственности другим “…изменит характер людей, исполняющих министерские функции, и их отношение к выполнению своих обязанностей” IІА в Греции так же как, и в Финляндии, и в Ирландии, члены Правительства страны несут ответственность за нарушение своих служебных обязанностей.
Однако если в Ирландии установлена коллективная ответственность членов Правительства, то

[стр.,46]

Греция все же остается в данном вопросе на позициях установления им индивидуальной ответственности, как и Финляндия в отношении членов своего Государственного совета.
Таким образом, члены Правительства Греции за
Острогорский М.Я.
Демократия и политические партии.
^ М.:
“Российская политическая эшшклопедия” (РОССПЭН).
1997.
С.606.
Тям ^ С Л07 действия или упущения в сфере своей компетенции несут индивидуальную ответственность.
Правда, за общую политику Правительства члены Правительства Греции несут
все же ответственность коллективную”^.
Абсолютно аналогично тому, как решен вопрос об ответственности в Греции, решен он в Португалии.
По схожей схеме устроены дела и в Италии.
В данном государстве к настоящему моменту времени исторически сложилось так, что итальянские министры коллегиально ответственны за действия Совета министров страны и индивидуально за действия своих ведомств.
И только одно отличает в подходе к решению вопроса об ответственности
Грецию с Португалией и Италию.
Дело в том, что в Италии один член высшего исполнительного органа власти все же несет и индивидуальную ответственность за действия всего указанного органа.
Это Председатель Совета министров Италии, возложение на которого индивидуальной ответственности за проводимую общую политику государства связано с тем, что именно он, и никто другой, этой политикой руководит”®, с точки зрения данного подхода к ответственности Италия более близка к Германии.
В Германии также действует положение, в соответствии с которым Федеральный канцлер несет ответственность за основные направления государственной политики страны.
В пределах же этих основных направлений каждый федеральный министр самостоятельно несет ответственность за ведение дел в своей отрасли.
Ответственно за проводимую политику нации перед Парламентом и Правительство Франции.
Таким образом, во всех государствах членах Европейского Союза, являющихся республиками, предусмотрена ответственность правительства См., например: Пронкин С.В., Петрунина О.Е.
Государственное управление зарубежных стран: Учебное пособие.
М.: Аспект Пресс, 2001.
С.376-378, 380-382.
С.\5., например: Конститушіи государств Европейского Союза / Под общей редакцией и со вступительной статьей директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерашіи Л,А.
Окунькова.
М.: Издательская группа НОРМА ИНФРА-М, 1999.-С.419-420, 438.
той или иной страны перед соответствзпющим парламентом либо за неисполнение или ненадлежащее исполнение законов, либо чуть более широко за нарушение служебных обязанностей, либо еще чуть более широко за проводимую политику.
Нередко данная ответственность разграничена на индивидуальную и коллективную.
Индивидуальная ответственность предусмотрена за ненадлежащее ведение каким-либо членом правительства дел в подведомственной ему сфере.
Коллективная же ответственность предусмотрена за ненадлежащее ведение дел в стране правительством в целом, которое может проявляться в некорректно проводимой государственной политике, в допущении грубых ошибок в процессе управления и др.
“За проводимый курс и осуществляемую управленческ^-ю деятельность правительство несет, как правило, солидарную политическую ответственность”в некоторых странах, наряду с возможностью применения в подобном случае коллективной ответственности, существует возможность применения и индивидуальной ответственности по отношению к главе соответствующего правительства, при этом последнее, безусловно, повышает не только качество работы указанного должностного лица, но и качество работы правительства в целом.
Итак, институт ответственности правительства и отдельньк членов правительства перед парламентом в государствах членах Европейского Союза, являющихся республиками, представляет собой активный стимулятор надлежащей работы высшего органа исполнительной власти и его должностных лиц.
Тем не менее изъяны данный институт все же имеет.
Так исполнительную власть, кроме правительства, составляет еще и административный аппарат.
Данный административный

[Back]