Проверяемый текст
Коврякова, Елена Владимировна; Парламентский контроль в зарубежных странах (Диссертация 2002)
[стр. 91]

Кроме того, Бундестаг вправе выразить ему вотум недоверия, если в проекте резолюции будет содержаться кандидатура нового канцлера, за которую депутаты проголосовали большинством голосов, и просьба об отстранении от должности прежнего (в ФРГ это произошло только один раз —в 1982 г., в результате чего Гельмут Шмидт ушел в отставку и одновременно был избран новый канцлер —Гельмут Коль).
Все это ■ позволяет придать немецкому правительству известную стабильность, не 73 допуская при этом появления неустойчивых партийных коалиций .
Конструктивный вотум недоверия —самый серьезный вид ответственности Правительства перед Парламентом.
Однако следует отметить, что вотум недоверия —не
частное явление в парламентарной республике, как это может показаться.
Правящая партия или коалиция вовсе не
желают уволить «свое» правительство, поэтому чаще правительства сменяются не из-за вотумов недоверия, а из-за распада правительственных партийных коалицией вследствие возникающих в их рядах несовместимых взглядов на политику правительства .
Во время лидерства ХДС/ХСС в Бундестаге
вотум недоверия со стороны оппозиции был невозможен.
Когда же в Бундестаге оказались две примерно одинаковые по значимости партии, успех любой из них в борьбе против Канцлера другой партии с неизбежностью должен был привести только ее к руководству правительством.
И, наоборот, неспособность ее сместить правительство противника не компенсировалась тем, что она
одновременно с вотумом недоверия выдвигала своего претендента на должность Федерального канцлера.
Положение федерального канцлера является достаточно устойчивым также и потому, что он, в отличие от министров,, избирается Бундестагом (министры назначаются и увольняются президентом по представлению канцлера и действуют в пределах установленных им основных направлений ст.
65 Основного
Зонтхаймер К.
Федеративная Республика Германия сегодня.
Основные черты политической системы.М.: Памятники исторической мысли, 1996.
С.240.
74 Чиркин В.Е.
Конституционное право: Россия и зарубежный опыт.
М.: Зерцало, 1998.
С.281.
[стр. 170]

хозяйственного контроля (по сути федерального министерства), в отличие от США, где в соответствии с Законом о бюджете и финансовом контроле Главное ревизионное управление призвано лишь оказывать помощь в реализации полномочий парламентом в сфере бюджетного контроля, а также Франции, в4 ' которой правовое положение Счетной палаты не носит столь однозначный характер ввиду наделения ее чертами судебного органа и органа административной юстиции.
§ 4.6.
Конструктивный вотум недоверия Для организации стабильного Правительства в ФРГ действует "конструктивный вотум недоверия", предусмотренный статьей 67 ОсновногоI закона ФРГ.
Это означает, что ответственность перед Бундестагом несет только Федеральный канцлер (Правительство уходит в отставку со сменой канцлера).
Кроме того, Бундестаг вправе выразить ему вотум недоверия, если в проекте•
► • ( резолюции будет содержаться кандидатура нового канцлера, за которую депутаты проголосовали большинством голосов, и просьба об отстранении от должности прежнего (в ФРГ это произошло только один раз в 1982 году, в результате чего Гельмут Шмидт ушел в отставку и одновременно был избран оо новый канцлер Гельмут Коль ).
Все это позволяет придать немецкому правительству известную стабильность, не допуская при этом появление щ Ь ' а неустойчивых партийных коалиций.
Конструктивный вотум недоверия самый серьезный вид ответственности Правительства перед Парламентом.
Однако следует отметить, что вотум недоверия не
частое явление в парламентарной^ I ■ 88 Смена правительства Гельмута Шмидта (СДПГ) осенью 1982 года посредством успешного вотума явилась следствием парламентского кризиса, вызванного СвДП младшим партнером по коалиции.
Либералы, несмотря на крайне благоприятные для них итоги выборов 1980 года и несмотря на заверения в своей верности социал-либеральной коалиции, вскоре пришли к мнению, что только смена коалиции в пользу находившихся в оппозиции ХДС/ ХСС избавит их в 1984 году от поражения на выборах в Бундестаг.
Они использовали разногласия и слабости СДПГ, которая лишь с большим трудом готова была следовать политике своего Федерального канцлера Г.
Шмидта, а также постоянную готовность оппозиции ХДС/ ХСС во главе с Г.
Колем взять в свои руки власть, чтобы привести в 1982 году ее к руководству после 13 лет правления социаллиберальной коалиции.
Своей сменой партнера по коалиции СвДП лишила прежнее правительство необходимого правительственного большинства и обеспечило нужное большинство новому правительству.


[стр.,171]

республике, как это может показаться.
Правящая партия или коалиция вовсе не
ы желают уволить “свое” правительство, поэтому чаще правительства сменяются не из-за вотумов недоверия, а из-за распада правительственных партийных I коалиций вследствие возникающих в их рядах несовместимых взглядов на 89 политику правительства .
Во время лидерства ХДС/ ХСС в Бундестаге
эффективный вотум недоверия со стороны оппозиции был невозможен.
Когда же в Бундестаге оказались две примерно одинаковые по значимости партии, успех любой из них в борьбе против Канцлера другой партии с неизбежностью должен был привести только ее к руководству правительством.
И наоборот, неспособность ее сместить правительство противника не компенсировалась тем, что онаа
I одновременно с вотумом недоверия выдвигала своего претендента наа I должность Федерального канцлера.
Правительства ФРГ несколько раза I ч • * .
• * * р менялись в середине легислатур:JI.
Эрхард сменил К.
Аденауэра, К.
Кизингер Л.
Эрхарда, Г.
Шмидт В.
Брандта.
Причиной послужило изменение отношений между крупнейшими партиями или внутри них.
Но даже тогда ни разу не был использован вотум недоверия.
Так, в 1972 году фракция ХДС/ ХССI поставила на голосование “конструктивный вотум недоверия ” Федеральному* канцлеру В.
Брандту, предложив своего кандидата —Р.
Барцеля.
Однако вотум не нашел поддержки среди депутатов.
По мнению Ю.П.
Урьяса, В.
Брандта спас не “конструктивный вотум недоверия”, а отсутствие парламентского большинства у его инициаторов .
С одной стороны, “конструктивный вотум недоверия” дисциплинирует парламент, с другой ограничивает применение им санкций против ь с правительства.
Меньшинство Бундестага не может вынести вотум недоверия, а большинство понимает, что его отрицательного отношения к Правительству недостаточно, т.к.
необходимо представить кандидатуру нового канцлера.ч V * *-Ч ----------------------------------------------;--------------------;-:--------------------------------------------------------------------Смена правительства при помощи конструктивного вотума недоверия в 1982 году затем была подтверждена избирателями в ходе досрочных выборов в Бундестаг в 1983 году.
См.: Зонтхаймер К.
Указ.
соч.
С.
218 219.
89См.: Чиркин В.Е.
Конституционное право: Россия и зарубежный опыт.
М.: Зерцало, 1998.
С.
281.

90См.: Урьяс Ю.П.
Указ.
соч.
С.
119.


[стр.,172]

Кабинеты министров ФРГ менялись довольно часто из-за изменений отношений между крупнейшими партиями Бундестага, но лишь один раз, как уже было сказано, в 1982 году был успешно применен указанный вотум, вынесенный по инициативе Парламента .
Попытка увенчалась успехом из-за того, что министры, принадлежащие к СвДП, покинули правительство, f возглавляемое Г.
Шмидтом, а СвДП вступила в новую коалицию с ХДС/ ХСС.
Таким образом, в использовании механизма “конструктивного вотума недоверия” ограничены как оппозиция, так и сама правящая партия, которая хотела бы сменить своего лидера в правительстве.
Положение федерального I •i канцлера является достаточно устойчивым также и потому, что он, в отличие от j министров, избирается Бундестагом (министры назначаются и увольняются •i президентом по представлению канцлера и действуют в пределахI установленных им основных направлений ст.
65 Основного
закона).
Правда вI парламентской практике были попытки выражения недоверия или неодобрения I отдельным министрам, однако, поскольку ни Основной закон, ни Регламент Бундестага не предусматривают никаких правовых последствий, ни одна из ~ 92 этих акции успеха не имела .
• t > , ■ * В настоящее время реализация на практике принципа разделения властей претерпела существенные изменения.
Опыт Германии свидетельствует —сейчас нельзя утверждать, что парламентарная республика, в отличие от I президентской, обеспечивает эффективный контроль парламента над N исполнительной властью.
Создатели Основного закона ФРГ сделали все возможное, чтобы не повторить ошибок Веймарской конституции, самая I главная из которых отсутствие взаимодействия между президентом, правительством и парламентом, и, как следствие недостаточная стабильность 91 См.: Ю.П.
Урьяс.
Парламентское право ФРГ.
Указ.
соч.
С.
175.
92См.: Урьяс Ю.П.
Указ.
соч.
С.
120.

[Back]